Найти тему
Весь мир

Почему стресс опасен - и как избежать его последствий

Действительно ли мы сильнее, чем когда-либо прежде? В эссе, основанном на ее недавней книге «Стресс-доказательство», Митху Сторони объясняет, как современная жизнь могла усилить наше беспокойство, и как лучше всего уменьшить ее влияние на наши тела и разум

  • Митху Сторони

14 августа 2019 г.

В ноябре 2017 года два глазных хирурга из больницы в Бейруте сообщили об одном интригующем случае потери зрения у коллеги. Специалист по сетчатке, коллега неожиданно разработал пятно размытого зрения на один глаз всего через день или два после напряженного дня в операционной. Это был не первый раз, когда это случилось. Хирург пережил четыре таких эпизода всего за год, каждому предшествовал напряженный день операции.

Хирург сетчатки был диагностирован с центральной серозной хориоретинопатией (CSCR). Небольшое количество жидкости скопилось под крошечной областью его сетчатки, что привело к ее временному отслоению. Состояние прошло через несколько недель, и строгий план борьбы со стрессом предотвратил повторение следующего эпизода. 

Размышляя о том, что сделало их коллегу уязвимым для стресса, хирурги отметили, что новые хирургические методы, ставшие возможными благодаря более совершенным технологиям, расширили физические пределы возможностей хирурга. Хотя этот прогресс расширил сферу хирургии, работа в этих пределах оказала огромное психологическое напряжение на хирурга. 

Развивающийся характер работы требует меньше от тела и больше от ума - это означает, что ум становится большей жертвой профессиональных рисков

Операционная для хирургии глаза является в некоторой степени микрокосмом современного глобального рабочего места, где эволюционирующий характер работы требует меньше от тела и больше от ума. Следовательно, ум становится все большей жертвой профессиональных опасностей.  

Янош Уго Бруно «Ганс» Селье, канадско-венгерский врач, придумал первое определение «стресса» в 1930-х годах. Он позаимствовал это слово у английского физика 17-го века Роберта Гука, чей закон 1658 года описывает связь между физическим напряжением на материале и его последствиями - деформацией. Сообщается, что Селье сожалела об использовании слова «стресс», а не «напряжение», что оставляло стресс с некоторой двусмысленностью. Он занимает редкую нишу в английском языке по значению как причина, так и следствие - самого себя.

Стресс, вызванный ограничением в течение нескольких часов, увеличил количество «новорожденных» клеток мозга в части мозга крысы.

Исследования, проведенные со времен Селье, показали, что острая стрессовая реакция строится на богатом гобелене процессов. Сегодня мы знаем, что банджи-джамперы  становятся резистентными к инсулину сразу же после банджи-джампинга, и стресс от  чтения лекций 200 студентов поднимает признаки воспаления у профессоров колледжей. Эти процессы предлагают преимущество выживания под угрозой. Например, временная резистентность к инсулину гарантирует, что сахар попадает в мозг под давлением, в то время как воспаление защищает от нежелательных посетителей, проникающих через боевые ранения.

Эффекты здоровой, острой стрессовой реакции в основном носят временный характер и прекращаются, когда стрессовый опыт заканчивается, и любые длительные последствия иногда могут оставить нас лучше, чем мы были раньше. Например, исследования на крысах показали, что стресс от нескольких часов может увеличить количество «новорожденных» клеток мозга. в части мозга крысы, что может соответствовать лучшей производительности в определенных видах тестов памяти.

Слишком частый, слишком интенсивный или постоянно присутствующий стресс вызывает у нас длительное напряжение. Многие из участников реакции на стресс имеют так называемые « нелинейные дозозависимые действия », означающие, что их эффекты меняют курс при длительной активности. В результате хронический стресс вызывает постепенное, постоянное изменение психологических и физиологических параметров, которое склоняет чашу весов к расстройству по разным путям.  

Симпатические и парасимпатические части вегетативной нервной системы - нервная сеть, контролирующая непроизвольные процессы, такие как кровяное давление, дыхание и пищеварение - играют ключевую роль в организации реакции на острый стресс. Во времена страха или гнева симпатическая активность (ответственная за реакцию «сражайся или беги») временно возрастает, а парасимпатическая активность (подчеркивая ответы «отдыхай и усваивайся») падает. Однако если этот тип активности сохраняется в отсутствие стресса, он может склонить нас к гипертонии и другим заболеваниям. Точно так же, хотя временная эмоциональная реактивность при остром стрессе помогает нам прогнозировать опасность, устойчивое изменение динамики регуляции эмоций может склонить нас к расстройствам настроения.

Структурные изменения

Предполагается, что хронический стресс играет роль в росте глобального бремени гипертонии и  диабета 2 типа , что приводит  к большой депрессии у крыс . Подтверждающие  наблюдения из  исследований на животных и ранних исследований на людях показывают, что хронический стресс может даже изменить структуру мозга.

В своем первом исследовании Иванка Савич и его коллеги из шведского Каролинского института и Стокгольмского университета недавно сравнили мозг людей, страдающих хроническим стрессом, связанным с работой, со здоровыми, менее напряженными коллегами, использующими методы структурной магнитно-резонансной томографии. Они обнаружили разницу в регионах, активно занимающихся распределением внимания, принятием решений, памятью и обработкой эмоций. У испытуемых, подвергшихся стрессу, префронтальная кора мозга была более тонкой, миндалина - более толстой, хвостовое ядро ​​- меньше. Истончение префронтальной коры коррелирует с ухудшением регуляции эмоций. 

Трехмесячная программа реабилитации от стресса реверсировала истончение префронтальной коры

Чтобы установить, был ли хронический стресс просто коррелирован с изменениями или вызвал изменения у людей, испытывающих стресс, исследователи снова отсканировали свой мозг после трехмесячной программы восстановления стресса, основанной на когнитивной терапии и дыхательных упражнениях. Истончение в префронтальной коре было обратным. В то время как исследование имело ограничения (не было контрольной группы «без лечения»), это изменение намекало на возможность того, что хронический стресс мог вызвать истончение. Другие исследования показали, что высокий уровень циркулирующего гормона  кортизола коррелирует с ухудшением памяти и истончением в частях мозга, даже в относительно молодом возрасте.

Эти изменения могут частично быть следствием пластической природы нашего мозга, проявлением необычайного таланта мозга адаптироваться к тому, что от него требуется. Например, в середине боя повышенная эмоциональная реактивность является преимуществом выживания, в то время как более высокие когнитивные функции становятся избыточными. Перекалибровка исходного состояния мозга для повышения эффективности таким образом может спасти жизнь бойцов. Однако в условиях рабочего места, которое зависит от целенаправленности и принятия сложных решений, нарушенная регуляция эмоций и снижение рабочей памяти ограничат производительность. Изменение структуры мозга является неадаптивным. 

Хронический стресс часто проникает через психосоциальный маршрут и зависит от восприятия. Хотя это усложняет эмпирическое исследование хронического стресса, оно также раскрывает потенциальный путь борьбы с хроническим стрессом: опыт восприятия.

Статус и контроль

В некотором смысле мозг имитирует машину предсказания, которая активно выводит свою среду, создавая воспринимаемое представление реальности. Восприятие неопределенности , непредсказуемости или отсутствия контроля может сигнализировать о наличии изъяна в его модели реальности и способствовать стрессу. 

Практическая демонстрация этой теории заключается в том, как  стресс смягчается социальным статусом . Наличие высокого социального статуса смягчает вашу реакцию на психологический стресс, но если вы считаете, что ваш социальный статус может быть поставлен под сомнение, более низкий социальный статус может быть лучше. Этот эффект объясняется  отсутствием чувства контроля и может сыграть роль в том, что  конкуренция, неравенство и оцениваемые чувства могут вызывать стресс.

Не только природа наших социальных взаимодействий может усугубить стресс. Влияние некоторых аспектов урбанизированной жизни на стрессовую реактивность также может быть недооценено. Очевидно, «мягкий» фактор, такой как воздействие природы,  может ускорить выздоровление после стресса и снизить уровень  стресса . Яркий свет или синяя ночная экспозиция поздним вечером из-за использования светодиодных экранов могут задержать выделение мелатонина, гормона, который, как было показано, уменьшает беспокойство . Упражнения низкой интенсивности снижают уровень кортизола в крови, однако необходимость в частых движениях часто избыточна. 

Существуют некоторые свидетельства того, что модулирование кишечной микробиоты с помощью определенных продуктов или прием пробиотиков могут помочь  уменьшить симптомы тревоги . Первые результаты показывают, что прием одного штамма или комбинации пробиотиков может  снизить умственную усталость и  улучшить когнитивные функции во время стресса, но не при отсутствии стресса. 

На выставке 2015 года в Petit Palais в Париже бельгийский художник Томас Леруа представил проницательную визуальную метафору психического стресса на выставке, метко названной «Недостаточно мозга, чтобы выжить». Бронзовая скульптура изображала классически красивое тело, отягощенное гротескно увеличенной, довольно грустной головой.

В отличие от фигуры Леруа, человеческая голова не расширяется и не опускается на землю, поскольку ее стрессовая нагрузка увеличивается. Психическая усталость после сложной офтальмологической процедуры невидима. Хирург не дышит воздухом и не потеет. Картина, нарисованная умственным истощением, поразительно абстрактна по сравнению с общепризнанными признаками физического напряжения.

Психическое напряжение является фактором, ограничивающим работоспособность в возрасте, когда физическая нагрузка все чаще преобразуется в умственную нагрузку. По мере того, как мы переходим в век информации, настало время загадке хронического стресса, наконец, оказаться в центре внимания.