Найти тему
18,4K подписчиков

Хотите понять российский сервис? Смотрите фильм "Дайте жалобную книгу"

301 прочитал


Все знают термин "совковый сервис". Его часто применяют, когда не понравился уровень обслуживания в точках общепита, отелях и так далее. Памятуя о том, что в СССР не особо приветливыми были продавщицы, отельеры и прочий персонал в общественных заведениях.

Советского Союза нет почти 30 лет. Но почему-то мы еще встречаемся и с хамством, и равнодушием и другими проявлениями низкого сервиса.

А почему? Видимо, эти нехорошие традиции прочно укоренились в сознании россиян. Хотя прогресс в лучшую сторону вполне заметен.

Советский фильм "Дайте жалобную книгу" 1965 года режиссера Эльдара Рязанова объясняет причинно-следственные связи советско-российского сервиса.

кадр из фильма "Дайте жалобную книгу"
кадр из фильма "Дайте жалобную книгу"

В центре событий - ресторан "Одуванчик". Он пользуется среди горожан дурной славой. Работники хамят посетителям. Еда невкусная. Музыкальный репертуар скучный.

Молодой директор Татьяна Шумова пытается изменить всё в лучшую сторону. Но бюрократически заточенные коллеги добиваются её увольнения. В конце фильма все-таки открывается новое молодежное кафе и директор возвращается.

Фильм "Дайте жалобную книгу" снят во времена оттепели. Это было короткое, но чудесное время. Оттепель - время гражданской поэзии, романтики и надежды на прекрасное будущее. Тогда считалось стыдным не читать книг.

кадр из фильма "Дайте жалобную книгу"
кадр из фильма "Дайте жалобную книгу"

Рождались новые идеи, открытия, произведения искусства. И новому мешало всё ветхое, старое, ненужное. То, которое не давало развиваться и строить новую светлую жизнь. В том числе хамство, равнодушие, бюрократия и прочие пережитки прошлого. Так думала молодежь 60-гг 20 века.

К сожалению, в первой половине 21 века, эти пережитки у нас пока не изжиты. Видимо, очень трудно выкорчевывать то, что глубоко пустило корни в сознание людей.

кадр из фильма "Дайте жалобную книгу"
кадр из фильма "Дайте жалобную книгу"

Случаи некачественного сервиса порой приобретают чудовищные формы, которых в СССР просто не могло быть. Что это? Оскал капитализма?

Помните, к примеру, Ребенка высадили из новгородского автобуса на мороз из-за отсутствия сдачи?
Однажды я хотела купить в известном гипермаркете техники небольшую вещицу, но меня кое-что смутило. В результате, так и не дождалась консультанта. Меня с моим желанием купить мелкую вещицу просто игнорировали.

Да вы и сами можете привести не мало примеров из своей жизни или знакомых.

кадр из фильма "Дайте жалобную книгу"
кадр из фильма "Дайте жалобную книгу"

В фильме "Дайте жалобную книгу" фантастические по смыслу и остроте диалоги. Они вскрывают как скальпель проблемы бюрократии, отношения к делу и другие негативные проявления общественной жизни.

И разве они не актуальны сейчас?

Как бы это было прекрасно, если бы в кафе, в ресторанах каждого человека встречали бы улыбкой.
- Далась вам эта улыбка. Вот я за границей был, так там пожалуйста, всюду улыбаются. И в кафе, и в магазинах.
- Ну и что, это плохо?
- А вы вдумайтесь, что это за улыбка. Она что вам, от души улыбается? Она же вам за деньги улыбается. А вы хотите, чтобы наша советская официантка...
- Я попросил переслать мне грелку, а мне прислали самоучитель игры на баяне. Хочу узнать, к какому месту прикладывать этот самоучитель.
— Ну, ладно, уговорили. Исправимся. Будем работать еще лучше.
— Очень ободряющая формулировка «еще лучше». Знаете,
команда проиграла матч, а ее тренер гордо заявляет: «завтра сыграем еще лучше». Перестанем говорить «еще лучше»! Найдем в себе мужество сказать: «Будем играть лучше, будем работать лучше!» Перестанем все время сами себя хвалить!
— Товарищ Постников, пора открывать [ресторан], уже семь часов! Люди ждут.
— Подождут! Они же не на работе, стоят там, отдыхают. Вот руководство прибудет, тогда и людей можно запускать.
— Но вы же сами говорили: всё для блага человека!
— Не разводить демагогию, товарищ Шумова!
Я же вам русским языком разъясняю: у нас здесь всё новое, а ваши люди, понимаешь, ворвутся, намусорят, и никакого вида не будет. Прибудет руководство и что оно увидит? Не мешайте мне, я речь готовлю...
- Может, вы мне поможете?
- У нас самообслуживание.
— Вам нужно дать нам указания, поправки…
— Дополнения, замечания…
— Ну, я в этом ничего не понимаю.
— А для того, чтобы давать указания не обязательно понимать.

— Чего это ты перед ним рассыпался?
— А как же!
— Что он отблагодарил тебя что ли?
— Да ты знаешь, кто это был?
— Нет.
— Ну, и лопух. Начальство надо знать в лицо!

— Что же это такое получается, что все торговые работники ловкачи и жулики?
— Это вы несколько преувеличиваете…
— Ничего я не преувеличиваю. Я знаю, что я говорю.
— А не лучше было, поддержать работника, протянуть ему руку…
— У нас руки делом заняты. Нам их некогда протягивать.

А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?
Напишите и не забудьте поставить лайки.
Спасибо за внимание!