Это же элементарно, зритель
«Нельзя теоретизировать прежде, чем появятся факты. Неизбежно начинаешь подстраивать факты под свою теорию. А не строить теорию на основе фактов», – говорит Шерлок Холмс режиссера Гая Ричи, который, подобно главному герою своего одноименного фильма о нем, строит фильм только на основе фактов. Фактов, взятых из разных рассказов Артура Конан Дойла о гениальном сыщике. И на их основе возводит свою, новую, теорию большого бума, который фильм впоследствии-таки производит в мире.
Сюжет фильма за исключением вкраплений некоторых занимательных деталей писателя, абсолютно оригинален. Он интересен не только свойственной детективу в целом и детективу с Холмсом общей загадочностью, но ореолом колдовства. Религиозный фанатик лорд Блэквуд (Марк Стронг), повешенный за ритуальные убийства, восстаёт из мёртвых. И это само по себе сверхъестественное событие сопровождается не менее сверхъестественными подробностями и дальнейшими сверхъестественными смертями разных людей. Шерлок Холмс (Роберт Дауни Мл.) с тройным энтузиазмом берётся за это новое-старое дело, потому как долгий перерыв в делах мучителен для его разума, он не верит в чудеса и магию Блэквуда и вдобавок на кону репутация его друга доктора Ватсона (Джуд Лоу), который лично засвидетельствовал смерть преступника после повешения.
Задачка с десятком неизвестных улик и несколькими переменными злодеями становится тем занимательнее, что решается она не отстранённым наблюдением и активной работой мозга персонажей, но ещё усиленной работой мышц, смекалки и фантазии. Уже по тому, как в начальных кадрах картины Шерлок Холмс изящно отправляет в нокаут громилу, идеально просчитав каждое действие и удар и их последствия на длительную перспективу, понимаешь, что предстоящее зрелище заставит забыть напрочь о хлебе.
При этом подобная откровенность работы мыслей и кулаков героев постоянно уходит в тень вуали таинственности. Не всё, что понял или запланировал предприимчивый Шерлок Холмс, раскрывается сразу. Поэтому каждая следующая сцена для зрителя – некий сюрприз от режиссёра. Неожиданный и вместе с тем ожидаемый, так как все составляющие этого сюрприза предлагались аудитории ранее, но упорно ею не замечались.
Поддерживает кураж ленты азарт, с которым герои решаются на очередную авантюру, легкомысленность юмора, несоответствующего серьезности ситуации, и впечатляющая своей исключительностью музыка Ханса Циммера. Лаурет и номинант на премию Оскар за музыкальное сопровождение к фильмам «Человек дождя», «Король-лев», «Миссия невыполнима 2», «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», «Тёмный рыцарь», «Начало» и многим другим, создал нечто вроде нового гимна Шерлока Холмса. Гимна, который навязчиво отстукивает такт в голове и через несколько дней после просмотра ленты. А потому претендует стать памятником гениальному сыщику с Бейкер Стрит на ближайшие десятилетия. И сделать таковой саму картину.
Шерлок Холмс и Доктор Джон Ватсон от тандема Роберта Дауни Мл. и Джуда Лоу уже с афиш своим внешним видом бравых мОлодцов намекают на то, что образы главных героев кардинально отличаются от сегодняшних консервативных стандартов в отношении гигантов логики. При всём совершенстве ума, которое, как принято, должно облагораживать манеры, герои, напротив, пестрят обыденными недостатками, доведёнными до абсолюта. Если игромания, то до последнего гроша. Если беспорядок, то до хаоса. Если проступок, то до тюрьмы. Если необычные методы для решения головоломки, то достойные только недалёкого сорвиголовы. Особый же шарм отношений этой парочки кроется в их перезагрузке. Дружба сыщика и доктора лишена подтекста «учитель-ученик» или «гений-его помощник», но наполнена соперничеством и преданностью, пониманием и всепрощением.
Неоднозначность своих преследователей уравновешивает однозначно-зловещий лорд Блэквуд в исполнении Марка Стронга, игра которого буквально вынуждает поверить в мистику всего происходящего. Клеймо иронии жестокой судьбы — нежные и взаимные чувства к сыщику —предопределяет симпатию к воровке и аферистке Ирэн Адлер и воплотившей её Рейчел МакАдамс. Инспектор полиции Лестрейд Эдди Марсана не раздражает завистью, но привлекает старанием. А Мэри Морстен (невеста доктора Ватсона) от Келли Райли подкупает уравновешенностью и святым снисхождением к ревностным выходкам Холмса в этом «хороводе» безумцев вокруг.
С 2009 года, когда состоялась премьера картины, не раз высказывалось мнение, что режиссёр Гай Ричи извратил образ кумира миллионов. И даже с именитыми актёрами в команде и колкими шутками в сценарии не смог переплюнуть советскую телеэкранизацию «Шерлока Холмса».
Сложно спорить с тем, что знаменитый цикл телефильмов по рассказам Артура Конан Дойла Игоря Масленникова — мировая классика, а сыгравший в нём главную роль Василий Ливанов — ориентир и маяк образа сыщика с Бейкер Стрит, своеобразная икона выдуманного легендарного логика с дедуктивным образом мышления.
И вряд ли режиссёр Гай Ричи своим фильмом желал спихнуть с пьедестала Масленникова и Ливанова. Хотя бы потому, что не ставил перед собой задачу снять ремейк. Это подтверждают оригинальный сюжет и новые характеры под старыми именами. Режиссёр, очевидно, спекулирует на широко известных персонажах, чтобы снискать небывалое внимание, обсуждение и прибыль от проката. Если представить ровно этот фильм с абсолютно идентичным сценарием, но с неизвестными ранее персонажами, исключив плагиат, что получится? Здесь с соответствующей интонацией, какую не передать на письме, хочется сказать: «Это же элементарно, зритель».
«Современное религиозное рвение меня тревожит. Где терпимость к недоразумениям?»