Найти в Дзене
kudelya

На День археолога

С самого раннего утра пятнадцатого числа летнего месяца августа на просторах бывшего СССР немало людей поздравляет друг друга с Днём археолога. Кто-то из них выбирается из палаток, чтобы идти на раскоп, кто-то уже в городе направляется в институт, музей или университет, предвкушая увлекательный, наполненный интереснейшей камеральной работой день.

Но, кажется, что гораздо большее число как поздравляющих, так и поздравляемых по жизни заняты совсем другими делами - далёкими от "науки о древностях". Просто когда-то они принимали участие в археологических экспедициях и этот опыт остался с ними навсегда.

Не знаю как сейчас, но ещё тридцать лет назад - на излёте существования СССР - распространённость такого "околонаучного досуга" в самых разных кругах была достаточно высока. На это работали археологические школьные лагеря, краеведческие кружки и, конечно же, традиция, заложенная масштабными спасательными работами нескольких предыдущих десятилетий на территориях ударных строек и будущих рукотворных морей. Ведь к ним привлекались не только студенты профильных дисциплин, но и все, до кого могла дотянуться "археологическая пропаганда". А она была и ещё какая.

Например, начиная с середины 50-х годов центральные и местные газеты достаточно много писали об археологических открытиях в стране и за рубежом. Писали и самостоятельно, но также охотно предоставляли свои страницы учёным и по-настоящему увлечённым любителям. Наверное, это было откликом на запрос, но с другой стороны и формировало его.

Иллюстрации такого интереса порой обнаруживаются даже в несколько неожиданных местах.

В середине 60-х годов Иркутская областная библиотека издавала массу рекомендательных библиографических пособий, среди которых была серия "С чего начать? (первые книги для чтения)". Подбор тем там был достаточно говорящий - кибернетика, биохимия, мелиорация, в общем всё то, что было "в тренде". И в ряду "наук будущего" внезапно розовеет обложкой небольшой (из 9 наименований) список "По следам исчезнувших культур":

А вот так поэтично вербовали "в поля" в Иркутске сорок лет назад:

Каждому свое... А вам?

Наверное, не найти сегодня студента, который на вопрос, знает ли он, что такое археология, ответил бы отрицательно. Археология — наука о далеком, не совсем еще понятном и малоизученном прошлом. И, конечно же, все знают ставшие «притчей во языцех» инструменты археолога: нож, лопата, кисть. А тут еще В. Высоцкий пополнил багаж сведений «таким, что действительно навзрыд заплачешь».
Но вот что интересно. Когда навстречу кому-нибудь попадается загорелый, бородатый парень с рюкзаком за плечами, да еще и не в стройотрядовской форме, то все единодушны в своем мнении — геолог.
Так знаете ли вы, что такое археология?
Конечно, можно бы было рассказать о задачах и направлениях археологии, о ее методах и возможностях. Но я хочу поговорить о другом. Сразу же оговорюсь, что обращаюсь в основном к парням, которые не хотят летом сидеть в городе, продавливая животом песок единственного пляжа: «Вы нам нужны. Нужны ваши крепкие руки, умеющие работать».
А работы не занимать. От Иркутского моря до Лены и Витима, от Байкала до Подкаменной Тунгуски, от Канской лесостепи до Чунской тайги— везде ищем и копаем мы, археологи.
Если вы умеете заводить мотор, не поджигая бензин спичкой, знаете, с какой стороны подойти к ружью, можете поставить сеть и изловить рыбу, а не самого себя, — так в чем же дело?
Если вы знаете, что у теодолита есть алидада, а не Али-баба, а нивелир предназначен для определения высотных отметок, а не жирности молока, — так почему вы не с нами?
У нас есть все, что желает ваша душа: палатки и спальные мешки, загар на всю зиму и восходы солнца, неограниченное количество воды и свежего воздуха, костры и песни под вашу гитару.
Не подумайте, что это — шутка. Это, как еще иногда говорят, романтика. Суть не в термине. Разве не за этим порой едут в стройотряд? Уже много было написано о ласковом прибое Тихого океана и о консервировании рыбы на Шикотане. А вы пробовали прокатиться в резиновой лодке по волнам штормящего Братского моря, знаете ли, что там ловятся сиги до 3—4 килограммов весом? А что такое сушеный или копченый окунь?..
Что же касается работы, то ее нужно попробовать «на зуб». Ведь это не просто «бери больше, кидай дальше», это — раскопки, когда ты не знаешь, что в следующую минуту откроется тебе. Может быть, это будет каменное орудие, а может, просто кости давным-давно съеденного носорога. Но вот это ожидание и своего рода таинственность — и есть археология. А говорить о десятках кубометров выкинутой земли нет смысла.
У нас хватит работы и геологу, и зоологу, и геодезисту. Да и любому другому человеку, который не желает, замыкаться в рамках только собственной профессии, смелому и умелому.
И, само собой, нам нужны девушки. Девушки, которые умеют держать поварежку, как царский скипетр, знающие рецепт приготовления пищи из свежего воздуха и надоевшей вермишели. Мы вам дадим самую современную и универсальную плиту — костер. Мужчины будут с поклоном (или наклоном) приносить к вашим ногам фляги с водой, у вас будет самое прекрасное имя — «мать»!
Полевой сезон уже не за горами. Еще четыре месяца и... Приходите прямо сейчас, мы вам покажем, что у нас есть, и расскажем, что у нас будет (с вашей помощью).
Найти нас просто: II корпус, археологи. Приходите, если у вас есть вкус к полевой жизни в течение 3—4 месяцев, вкус к тому самому «мясу», которое было так необходимо Смоку Белью.
С. АЛАЕВ, сотрудник лаборатории археологии.

Опубликовано в газете: “Иркутский университет”, 1978, 18 января

Неудивительно, что к концу 1960-х годов в редакционной почте газет начинают появляться вот такие примерно письма.