Найти тему

Мать-тигрицу – под контроль!

При всей любви к своему детенышу мать-тигрица в гневе - ужасающее зрелище!
При всей любви к своему детенышу мать-тигрица в гневе - ужасающее зрелище!

Эти тигры ходят на двух ногах, но могут быть не менее опасными, чем их полосатые «сородичи».

«Родители-тигры» - так в западной психологии называют тех, кто в воспитании детей придерживается наиболее суровых и авторитарных методов. Первой этот термин ввела Эми Чуа в своей монографии «Боевой гимн матери-тигрицы». Были и другие ученые, исследовавшие влияние «тигриного стиля» на адаптацию детей к жизни в социуме и пришедшие к вполне определенным выводам. Вот они:

- дети «родителей-тигров», как правило, имеют менее высокий средний балл в школе, чем дети «поддерживающих» (либеральных) родителей;

- детям «тигриных родителей» сложнее дается социально-эмоциональная адаптация, у них менее выражено чувство ответственности за свои обязанности в семье.

Но самое ценное в том, что находятся родители-энтузиасты, обладающие достаточными знаниями по психологии и педагогике, чтобы на практике доказать: можно быть довольно либеральным родителем и при этом направлять развитие детей в разумное русло.

Возможно, вы возьмете что-то на вооружение из личного опыта американки Ребекки Грант, мамы двоих сыновей?

Однажды, изучив результаты исследований «тигриного стиля» и утвердившись в своем решении быть «либеральной мамой», она задалась вопросом:

Как остановить саму себя перед демаркационной линией между «поддерживающим родительством» и «поведением родителя-тигра»?

И выработала конкретные приемы (далее рассказ идет от первого лица).

1.Необходимо поощрять установку на личностный рост. Как подчеркивает Кэрол Дуэк в книге «Личностный рост: новая психология успеха», «если родители хотят сделать подарок своим детям, лучшее, что они могут, - научить их… любить сложные задачи, стремиться исправить ошибки, обожать усилия и все время чему-то учиться».

Я стремлюсь поощрять моих детей к личностному росту. Например, я прошу рассказать, какие сложные задачи они планируют для себя на день. Обычно мы обсуждаем это за завтраком. Я рассказываю о своих важных и требующих усилий планах (например, написать определенное количество слов в детской книге, над которой сейчас работаю), а дети – о чем-то сложном, что хотели бы выполнить они. Иногда мой старший сын говорит, что его цель – победить определенное число рептилий в «Майнкрафте», но иногда его «задача дня» более академична – например, дочитать книгу. Я принимаю любые его идеи.

А за ужином мы описываем самую большую трудность, с которой столкнулись за день, и как мы с этим справились. Я в этой дискуссии участвую на равных, показывая детям таким образом, что и у нас, взрослых, бывают сложности, которые мы должны преодолеть.

Иногда мне приходится объяснять детям, что выполнить задачу не удалось. И тогда я говорю о том, что в следующий раз поставлю перед собой менее масштабную задачу или удалю те отвлекающие факторы, которые помешали мне сегодня. Я могу также объяснить, как изменю подход к достижению цели.

Моделируя стратегии достижения цели, я показываю детям, как они могут учиться на своих ошибках и делать новые, более результативные попытки.

Мы обязательно отмечаем достижение важных целей, и я всегда говорю своим детям, что меня больше всего впечатляет, когда им приходится прилагать усилия и чему-то учиться, чем когда они просто демонстрируют, как хорошо делают то, что уже умеют.

2.Ошибки не зло: они дают возможности для роста

В прошлом году, когда мой сын дал пару неправильных ответов в своем электронном домашнем задании по математике, я рассердилась и заявила ему, что он был недостаточно внимателен, поскольку ожидала, что все его ответы будут правильными. Он расплакался, почувствовал себя виноватым. Моя негативная реакция никак ему не помогла в этой ситуации, а, напротив, привела к тому, что оба мы себя чувствовали неважно.

Так вот, прочитав некоторые работы Кэрол Дуэк по развитию личностного роста, я изменила подход.

Перфекционистские ожидания родителей заставляют детей осторожничать. Зачем моему сыну пытаться сделать что-то сложное, если он может потерпеть фиаско? И, напротив, ребенок будет более успешным по жизни, если у него была возможность совершать ошибки и учиться на них.

Так что теперь, когда сын выполняет онлайн-задание по математике, я напоминаю ему, что ошибаться – это нормально. Мы вместе разбираем задачи, которые он не решил, и вместе размышляем, почему это могло произойти. И я всегда подчеркиваю: если бы он решил правильно вообще все, это означало бы, что задания были для него слишком легкими.

3.Для лучшего усвоения нового использовать игру

В своей книге «Суперлучший» доктор Дейн МакГонигал, дизайнер игр и первый в мире человек, получивший ученую степень за изучение психологической выносливости геймеров, утверждает, что игровой подход может помочь «включить» ваши геройские качества, такие как сила воли, сопереживание и решительность. А я верю в том, что такой подход помогает детям усилить их способность к решению сложных задач.

Игра позволяет с легкостью смоделировать даже самые непростые ситуации  из реальной жизни.
Игра позволяет с легкостью смоделировать даже самые непростые ситуации из реальной жизни.

Несколько недель назад я дала сыну серию устных примеров на умножение. Он пришел в ярость и заявил, что в его домашнем задании такого нет. Мой ребенок помнит таблицу умножения на 6,7 или 8, но не мог быстро решить примеры, где множители шли вразнобой. Моя попытка помочь ему с помощью наглядных карточек также провалилась. И тогда я поинтересовалась, в состоянии ли он запомнить таблицу умножения, занимаясь этим так же активно, как играми.

Я применила динамическое моделирование, чтобы придумать квест об умножении.

Вот его этапы:

1. Придумать приключение.

2. Ввести временной фактор.

3. Определить ключевые значения, чтобы сформулировать задачу.

4. Решить, как все будет прогрессировать.

5. Позволить проживать несколько жизней.

На следующее утро я радостно сообщила: «Привет, воины!» Это привлекло внимание сыновей. Дальше я заявила им: «Сейчас вы подниметесь на борт скромного судна, чтобы победить монстров, исследовать новые миры и найти драгоценные камни, каждый из которых способен разрушить одного монстра. А если вы раздобудете все 10 драгоценных камней Королевы Алондры, то спасете леденцовый город».

Да-да, я понимаю, что это совершенно простенькая, «шитая белыми нитками» история, но дети были заинтригованы. Младшенький тоже захотел в игру, так что пришлось адаптировать квест и под него. Ему было дано задание читать дома замысловатые слова, которые прислала ему учительница. 5 слов в неделю. И он получал один драгоценный камешек, когда читал слова три дня подряд.

А старшему я сказала, что он будет получать драгоценную жемчужинку каждый раз, когда будет успешно проходить тест на умножение. Чтобы поощрить сыновей, я вынула несколько «драгоценных камешков» из моей коробки с рукоделием. Каждая драгоценность стоила 100 условных пунктов. И чтобы спасти леденцовый город, старшему сыну требовалось набрать 1000 пунктов.

К каким результатам привел эксперимент? Недавно старший с успехом сдал зачет по таблице умножения на 8. А теперь нацелен на то, чтобы так же блестяще сдать зачет по таблице умножения на 9. Конечно, если есть выбор, сыновья предпочитают поиграть в «Майнкрафт». Но я рада тому прогрессу, которого они уже достигли.

4. Уделять внимание хобби ребенка

Для детей важно найти тот вид деятельности, занимаясь которым они будут «сверкать как медный таз».

Пока дети совсем маленькие, дайте им возможность попробовать свои силы в разных занятиях, чтобы понять, к чему они тяготеют или в чем они действительно сильны. Осторожно: занятия нужно предлагать по одному, чтобы не перегрузить ребенка. Ну а когда ваш сын или дочь откроют для себя то, что им действительно по душе, сосредоточьтесь на этом виде деятельности в течение определенного времени. Детям свойственно бросаться на что-то новенькое, если этим начинают увлекаться их друзья. Но стоит уделить одному занятию достаточно времени, чтобы ребенок достиг каких-то успехов, прежде чем менять вид деятельности. Это очень полезно для роста уверенности ребенка в собственных силах.

Однако даже если ребенку нравится какое-то занятие, заниматься этим он хочет не всегда. Поэтому у нас в семье были заведены «контрольные карточки», которые сыновья заполняют, занимаясь «плановыми» делами, а также «практическая коробка». Когда сыновья охотно выполняют запланированное, они получают право опустить в «практическую коробку» один чек-лист. А от количества заполненных карточек зависит сумма их карманных денег на неделю. Этот подход освободил меня от необходимости уговаривать их или повышать голос, чтобы заставить перейти от слов к делу.

Друзья! Если статья была вам полезна, пожалуйста, будьте щедрыми на одобрение и комментарии. Делитесь публикацией с друзьями и, конечно, подписывайтесь на канал «Субъективная культура»!

Более подробные рекомендации можно найти на англоязычном портале для ответственных родителей по этой ссылке: https://afineparent.com/positive-parenting-faq/tiger-mom-article.html?utm_medium=email&utm_campaign=607987-tiger-parenting-letting-kids-stand-on&utm_source=lists%2F40942-AFineParent-Com-Inspiration-And-Tips&simplero_object_id=su_zTNGqxZCvan7Nm8GjzGeTQQx

Иллюстрации взяты из открытых источников.