Мария Александровна потеряла отца (А.С. Пушкина), когда ей было всего пять лет, поэтому его почти не помнила. Он был для нее такой же легендой, как и для его почитателей. Ее мама позаботилась, чтобы дочь получила хорошее образование и уже в девять лет девочка свободно говорила, писала и читала на немецком и французском языке.
В зрелом возрасте девушка пользовалась популярностью у молодых людей, ведь она сочетала в себе природную красоту матери и экзотические черты отца. Впрочем, замуж она вышла лишь в 28 лет за генерал-майора Леонида Гартунга и до конца дней оставалась верна супругу.
К сожалению, он стал жертвой нечестивых интриг, его оклеветали и судили. Не в силах нести подобного позора, он покончил с собой прямо в зале суда. При нем нашли записку, в которой говорилось: «Клянусь всемогущим богам, что ничего не похитил и своих врагов прощаю».
Но Мария прощения не разделяла и говорила, что сама их никогда не простит.
В любую погоду Мария Александровна приходила к памятнику А.С. Пушкина на Тверском бульваре на свидание с отцом–легендой
В 1918 году Наркомсобес изучал, в каких условиях проживает дочь великого поэта и согласовал ей персональную пенсию, учитывая вклад отца в русскую литературу. Но, к сожалению, Мария Александровна не успела ее получить.
Стоит отметить, что несмотря на то, что средств у неё почти не было и приходилось голодать, духом она не падала и до конца своих дней оставалась активисткой. Жаль, что наследница великого поэта испытывала проблемы с деньгами. Может быть, если бы ее муж остался жив, все сложилось бы по-другому. Долго, однако, комиссию собирали.