Найти в Дзене
Ок, МГУгл - РКИ

«ЗАВАЛ» В ШКОЛЕ? РКИ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ!

Оглавление

Илья Карпенко

Я уже писал о ситуации в области обучения русскому языку наших детей, о катастрофичности которой не говорит только ленивый. А теперь заговорило и первое лицо, за этот вопрос ответственное – наш министр просвещения (бывшая до того в течение трёх лет министром и образования, и науки) Ольга Васильева: «Признание министра: У детей “функциональный дебилизм”» Ну что ж, продолжим тему! Тем более что для этого возник серьёзный повод…

Видимо, ситуация в России в области обучения «разумному, доброму, вечному» действительно зашла в тупик. (Известно, что самым разумным, а также самым добрым и вечным – хоть вы со мною спорьте, хоть нет, сие очевидно! – является наш русский язык. Ну и обучение оному…)

Почему ситуация зашла в тупик? И какой ещё, помимо откровенных признаний г-жи Васильевой, для этого имеется «разведпризнак»?

-2

ОБУЧИТЬ ОБУЧАЮЩИХ ОБУЧАЕМЫХ!

Очень просто! Наш главный «орган-по-исполнению-всего», то бишь Правительство РФ (у которого, как известно, основной девиз: «Вы себе как-то и за что-то там покрепче держитесь, но бабла нет, не было и в ближайшей перспективе не предвидится»), вдруг… ДАЛО ДЕНЕГ!!! Причём дало оно деньги именно на то, о чём мы все мечтали: НА РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ!

В течение трёх ближайших лет на переподготовку учителей русского языка наших, русских же школ будет потрачено 329 миллионов рублей (то есть более 100 000 000 рублей в год!). Школы эти – на Севере и Юге, на Урале и в Сибири, на Кавказе и в Центральной России … Упоминаются Иркутская, Тамбовская, Ростовская, Свердловская, Псковская, Ивановская области, Краснодарский край… А также иные «субъекты» – всего 11 регионов РФ! Которые, как сказано, выиграли конкурс на получение субсидии Минпросвета на «развитие кадрового потенциала педагогов русского языка»! Ура!

Но у нас, пытливых, сразу возникает целый ряд вопросов…

Почему наш Минпросвет дал денег Ивановской области, а не скажем, Владимирской или Костромской? Краснодарскому краю, а не соседнему Ставропольскому? Что, «на великой и могучей русской язЫке» соседские школьники выражаются более грамотно?

Второй вопрос: дать-то это «наше всё» дало… Но кто посчитал, сколько надо? И хватит ли этих 329 «лимонов»? Может, много дало? А может, не хватит?

А главное (и в этом состоит третий, весьма важный вопрос) – на что эти деньги пойдут? Каким образом наш драгоценный Минпросвет в лице г-жи Васильевой собирается «развивать» этот самый «кадровый потенциал» этих самых «педагогов русского языка»? Выясняется, например, что в Южном федеральном округе состоится съезд педагогов-русистов, а также цикл литературных вечеров, посвященных классике…

Видимо, именно эти мероприятия в корне решат проблему детской безграмотности и учительского непрофессионализма!

-3

ЖЕРТВЫ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Недавно министр просвещения Ольга Васильева призналась, что КАЖДЫЙ ЧЕТВЁРТЫЙ школьник не владеет навыками функционального чтения. Теперь выясняется, что современная методическая база в преподавании русского языка крайне несовершенна!

Юлия Фишман, автор сайта «Могу писать», на котором выложены платные и бесплатные вебинары для учителей русского языка, этой новостью слегка обескуражена:

«Сначала создали клубок проблем, а потом выделили деньги на решение этих проблем…»

Причина же сложившейся ситуации, по её мнению, проста и понятна:

«Нынешних молодых педагогов самих в школе готовили к ЕГЭ, а в педвузах без базы научить не успели. Общалась с коллегами – жертвами ЕГЭ. В лучшем случае они осознают, что им нужно доучиваться. Чаще говорят, что научить грамотно писать невозможно. Многие искренне считают, что дать списать с базы аргументов – это методика работы по подготовке к сочинению…»
-4

Учителя-словесники указывают на то, что, с одной стороны, школьники не воспринимают классические произведения («Сейчас Пушкина нужно переводить на язык, понятный детям»). А, по мнению некоторых, Замятин, Шмелев, да и произведения Бунина детям просто непонятны.

С другой стороны, пишут они: «Добиваясь скорости чтения, которую требуют стандарты Министерства просвещения, учителя не требуют понимания текста и этому не учат».

И подавляющее большинство (как Галина Тонкова) уверены:
«За то, что наши ДЕТИ РАЗУЧИЛИСЬ ЧИТАТЬ, надо сказать “спасибо” властям 90-х, которые внедрили Болонскую систему образования, уничтожив нашу лучшую, советскую».

Далее она пишет:

«Я сравнивала учебники 60-70-х годов с современными. Небо и земля. Старые были написаны понятным языком. Кроме этого, на урок отводилось несколько часов с закреплением, только потом писались контрольные. Сегодня гонят галопом по европам. На устных уроках дети ставят галочки в тестах, а раньше мы рассказывали домашний урок. Как же дети научатся хорошо говорить? Они только галочки проставляют…»
-5

БЕЗÓБРАЗНО – ЗНАЧИТ, БЕЗОБРÁЗНО!

Владимир Дронов – доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации РУДН, объясняет свою точку зрения так:

«Что касается русского языка, то произошло следующее. Русское слово в этой школьной дисциплине полностью лишилось образов и стало безОбразным, а в результате безобрАзным! Детям оставили лишь форму и головоломки с ней. Из слова ушла наша культура и история, ушла Россия и всё русское. Это уже не “Родная речь” Ушинского и всей российской школы!»

По его мнению, русский язык в школе уже давно потерял связь с родной речью и стал формальной дисциплиной по натаскиванию учеников на знание языковых форм для сдачи ЕГЭ:

«Русское слово в этой дисциплине опустошилось, утратив внутренние образы и смыслы, без которых слово для детей становится бессмысленным!
Мне почему-то вспомнились строки Николая Заболоцкого:

А если так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Так вот, нынешний русский язык в школе это “сосуд, в котором пустота”, внешняя форма и ничего более».

Но что же делать в сложившейся ситуации?

Владимир Дронов предлагает своё решение проблемы: использовать для преподавания русского языка в школе методику преподавания РКИ, русского как иностранного! Которая, в отличие от школьной методики, полностью сохранилась и прекрасно работает:

«Иногда думаю, а не пора ли в наши школы направить методику преподавания РКИ? А что? Читать и понимать тексты мы учим неплохо. А там и говорить научим!»

Почему же методика РКИ «себя сохранила»? Владимир Дронов уверен:

«Благодаря живучести представителей школы методики РКИ 60-70- х годов!!! Я не иронизирую, но ради спасения русского языка для русских, а не форм его, нам придётся использовать накопленное в методике РКИ…»
-6

…Не хочу изменять своей традиции (хоть меня за это некоторые мои читатели и поругивают) и расскажу очередной анекдот. Мой любимый! Конечно, про урок русского языка. И где бы вы думали? Но это же очевидно!..

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В ГРУЗИНСКОЙ ШКОЛЕ

Учитель:
— Дэти! Кто может проспрягать глагол «курица» в настоящем врэмэни?
— Можно я, учитэль?
— Давай, Валико!
— Я – «курица», ти – «курица», он – «курица»… Ми, ви, они – все «курица»!
— Правилно, Валико! Маладэц! Садысь! А теперь, дэти, кто может проспрягать глагол «курица» в прошедшем врэмэни?
— Можно я, учитэль?
— Хорошо, Вахтанг! Давай, спрягай!
— Я – «сиплёнок», ти – «сиплёнок», он – «сиплёнок»… Ми, ви, они – все «сиплёнок»!
— Правилно! Маладэц! Садысь! А теперь, дэти, кто может проспрягать глагол «курица» в будущэм врэмэни?.. Гиви! Ти!
— Э-э-э… Я – «шашлик», ти – «шашлик», он – «шашлик»…
— Вах! Какой глюпый малчик! Сколко можно вам повторать! «Шашлик» – это будущий врэмя глагола «баран»! А будущий врэмя глагола «курица» – это «чахохбили», да!..

(Кто не знает: чахохбили – это популярное блюдо грузинской кухни, приготовленное из курицы или цыплёнка, лука, помидоров, свежей зелени, острых специй…)

Возможно, ситуация с изучением русского языка в наших школах и не столь анекдотична… Но похоже, что она постепенно и неуклонно приближается к тому, что скоро и наши дети начнут спрягать глагол «курица»

Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья