Когда в нашей семье появился ребенок, муж сразу предупредил, что он будет воспитываться на советских мультфильмах, а современные мультики мы ему показывать не будем.
Первые 1,5-2 года проблема выбора мультиков в принципе не стояла. Ребенок учился ползать, ходить, разговаривать. Но по мере взросления "движущиеся картинки" стали все активнее проникать в нашу жизнь. И дело даже не в развлечении. Мультфильмы помогают маме решать многие бытовые и медицинские проблемы.
Как заставить ребенка подержать спокойно градусник 7 минут - включить что-нибудь посмотреть!
Что делать, если вы долго в дороге, в машине или в самолете, а ребенок уже переделал все свои дела и устал просто сидеть пристегнутым - на помощь всегда придет мультик.
Некоторые мамочки кормят своих малоежек при включенном телевизоре или планшете, многие включают мультфильмы перед сном, чтобы успокоить малыша.
Обойтись совсем без мультиков в наше время невозможно, да и не нужно.
И тут встает проблема выбора...
Можно не забивать себе этим голову, включить самый популярный детский канал "Карусель" и спокойно делать свои дела.
Сама я смотреть это не могу: для меня там слишком яркие краски, резкие звуки и очень странные уродливые герои с перекошенными ртами. Но дети все это не замечают, им нравится. Но тут надо понимать, что малышам (и не только малышам) будет нравится все, что им покажут.
Мы решили подойти к этому выбору осознанно, благо современные гаджеты позволяют показывать не то, что в телевизоре, а то, что твоей душе угодно. Стали строго отбирать и фильтровать контент. "Вини пух", "Простоквашино", "Сказка о царе Салтане" 1950-х гг., "Котенок Гав", "Снеговик -почтовик", "Сказки Сутеева", "Маугли" и пр. заполнили все экранное время наших детей.
Нам казалось, что все хорошо, правильно.
Мое убеждение укрепилось, после того, как одна моя подруга поделилась со мной своим наблюдением. Ее сын смотрит мультфильмы без серьезных ограничений, и к 5 годам стал очень плохо относится к старым мультикам из нашего детства. Они кажутся ему медленными и скучными, не такими яркими и интересными, как то, что производится сейчас. Как-то раз подруга решила показать ему "Пластилиновую ворону" - и она имела огромный успех! Он смеялся, даже хохотал от постоянных перевоплощений главных героев. Там было то, чего не хватает обычно в других советских мультиках - динамика действия, постоянная смена картинок, шутки и смешной до противного голос. Веселый мультик, ничего против не имею, но остальные-то чем провинились?
Нельзя допустить, чтобы Гоша реагировал только на динамичное действие, пусть учиться глубоко воспринимать фильм, погружаться в детали и общий замысел - думала я.
В 3 года Гоша пошел в садик. Сейчас почти все садики оборудованы телевизором. Наш - не исключение. Мультики там включают. Не постоянно, но перед сном, вместо книжки, или перед книжкой, чтобы дети не разыгрались и не перевозбудились. Что именно включают - точно сказать не могу. Думаю, что все. Там Гоша познакомился с Тачками и Щенячьим патрулем, черпашками Ниндзя, Железным человеком, человеком-пауком и другими мало известными мне героями. Маквин стал любимым персонажем! Сейчас он у нас повсюду: на кубиках, на трусах, на зимней шапке и в раскрасках.
Как-то раз, воспитательница призналась мне:
Гоша попросил меня сегодня каждый день включать ему Щенячий патруль в садике, потому что мама с папой его не любят.
И это у мальчиков нашего садика, как я понимаю, общее увлечение. Они это обсуждают, раскрашивают на занятиях, устраивают гонки машинок, наделяя последних именами из мультиков.
А если бы в садике не было телевизора?
Гоша с багажом советским мультфильмов не смог бы включиться в общую игру, не знал бы героев и персонажей. Как бы он себя чувствовал тогда? Как бы его восприняли его же сверстники?
Современные мультики, какими бы страшными и бесполезными они мне не казались, склеивают детский коллектив, формируют общие интересы и становятся залогом успешной коммуникации и социализации.
Все это заставило меня усомниться в правильности наших действий.
Выбирая добрые советские мультфильмы, мы ставим перед собой благую цель - стремимся оградить детей от резких раздражителей, агрессии, неискренности и фальши.
Но именно с этим они столкнуться во взрослой жизни.
Советские мультфильмы взращивали советского человека, который сейчас не нужен, который не выживет или сломается.
А какого человека хотим вырастить мы? Доброго, честного, правдивого, но бессильного против системных проблем нашего времени, или стойкого, напористого, сильного, а значит и временами агрессивного, но зато настоящего победителя, супергероя. У меня ответа пока нет....
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить.