Раз в 4 года в мае проливаются горькие слёзы. Рыдаю я, рыдают мои выпускники (не все, правда)), родители - в печали: "Марьванна, как же мы без вас в 5 классе? Ыыыыы..."
Я хлюпаю носом: "Ничего, справитесь! Что, я зря на вас 4 года жизни положила? К пятому классу с первого готовила, ночей не спала, ФГОСы с ВПРами штудировала и всякие инновации применяла. Не дрейфить, а держать хвост пистолетом!"
И знаете, справляются мои бывшие ученики без меня. И это здорово. Правда, трудновато приходится им. В стрессе и тревоге встречают они пятое 1 сентября. И родителям тоже трудно. Многих из них ждёт недоумение... Об этом я писала здесь.
А сегодня хочу замолвить слово об учителях, работающих в 5-х классах. А то в прошлый раз я коллег не поддержала, а наоборот... Исправляю недочёт.
Знаете, учителям тоже трудно. О психологическом состоянии детей-пятиклассников можно найти много информации. А про учителей, обучающих пятиклассников, про их проблемы, практически нигде не говорится, кроме как в учительской…
5-й класс – это своеобразная инициация (учеников и учителей) для перехода в основную школу. А инициация лёгкой не бывает. С чем сталкиваются учителя, «берущие» 5-й класс?
1. Необходимость учёта переходного периода для детей. Учитель основной школы работает с возрастом от 11 до 18 лет. Часто бывает, учитель ведёт долгое время параллель 7-8-х или 10-11-х классов. Наработал материал, опыт, методику, технологии для конкретной возрастной группы. Всё идёт как по накатанной. Вдруг – производственная необходимость: бери 5-й класс! И вот учитель со своими отработанными методиками идёт к пятиклассникам. Что происходит? Методики не работают. Потому что в детстве разрыв в полгода – колоссальный, не то что 3-5 лет! В 5-м классе нельзя работать, как в 7-м. Дети другого возраста требуют и другого психологического и методического подхода. Не каждый учитель сразу может перестроиться. Это тяжело и энергетически затратно. По возможности такие учителя отказываются брать в нагрузку пятые классы.
2. Трудность организации учебно-воспитательного процесса. Пятиклассник – вчерашний четвероклассник. Он вылетел из-под крыла вечно опекающего классного руководителя начальной школы. Приходит в 5-й класс и по инерции ведёт себя, как в начальной школе. И ждёт такого же опекающего отношения, как было. А отношения такого нет. Получи самостоятельность в полной мере! Поэтому теряются вещи везде. Забываются номера кабинетов, имена-отчества учителей. Беда с расписанием (в голове у пятиклассника) и т.д. Пока пятиклассник «придёт в себя», пройдёт полгода. То же самое происходит с родителями. Они ждут привычного отношения учителя. Ждут, что в проблемы их ребёнка будут вникать со всем вниманием. Значит, нужен классный руководитель, согласный побыть «наседкой» какое-то время.
3. Несовпадение программных требований. В начальной школе большая вариативность УМК. А преемственности со средней школой практически нет. Есть программы, частично захватывающие материал 5-6 класса (С.В, Иванов, Русский язык, «Начальная школа XXI века»: Л.Г. Петерсон, Математика). Значит, учителю нужно перестраивать обычное изложение материала по имеющимся учебникам с «нулевого» уровня на «первый-второй». Есть разночтения в нюансах. Например, как выделять –ТЬ в неопределённой форме глаголов? Одни авторы говорят, что это окончание, другие – суффикс. Если учителя не знакомы с программами 4-го (и 5-го) классов и не договорились о единообразии требований, детей приходится переучивать. Качество знаний страдает из-за «каши» в голове ученика из-за разницы требований.
4. Разный уровень подготовки детей одного класса в случае, когда класс «собран» заново. Это, в основном, проблема крупных городских школ. Выпускники начальной школы в городах сейчас редко полным составом переходят в 5-й класс своей же школы. Многие дети уходят, поступая в другие образовательные учреждения. В пятом классе собираются ученики, обучавшиеся по разным УМК. Темы, знакомые одной части класса, могут быть незнакомы другой части. Учитель средней школы должен очень постараться, чтобы привести знания вчерашних четвероклассников к единому знаменателю.
5. Долговременность психологической перестройки детей и «подстройки» нового учителя под новый класс. За 4 года ученики привыкли к стилю изложения материала своего учителя. Приспособились к нему. Знают все требования. А тут – каждый урок новый учитель. Кто-то говорит эмоционально, быстро, сыплет прибаутками. Кто-то излагает монотонно и медленно. Кто-то делает упор на самостоятельную и индивидуальную работу, кто-то предпочитает делить класс на группы... Дети должны уловить все эти нюансы у каждого учителя, настроиться на них. Учитель, принимая класс после одного основного преподавателя, тоже должен уловить психологический настрой детей. Должен понять, к чему они привыкли: к какой громкости речи, эмоциональности, темпу изложения материала и т.д., что «берут», что «не берут». Всё это требует времени, понимания и терпения с обеих сторон.
6. Обучение детей с ОВЗ. Дело это сравнительно новое. Инклюзию ввели не так давно, и начинается она, в основном, с начальной школы. Только сейчас в среднюю школу массово пошли дети с ОВЗ, закончившие начальное обучение. Это сильное испытание для учителей средней школы. Многие педагоги до отчаяния не могут работать с такими детьми. Не привыкли. Особенно остро идёт отторжение, если из-за заболевания у ребёнка сильны поведенческие проблемы. Есть случаи, когда родителей таких детей «просят» забрать документы и уйти из школы.
Это далеко не полный список трудностей, с которыми встречаются педагоги средней школы, принимающие пятиклассников. Думаю, мои читатели его дополнят.
Но ведь на то и дан учителю профессионализм, чтобы справляться с трудностями, зная, что труднее всего всё-таки детям.