Жан-Эрик Кнешт – известный спа-консультант, создатель международной школы «Элеганс-Гонтар», готовящей косметологов и специалистов спа-индустрии. В данной статье Жан-Эрик рассказывает об основных индикаторах рентабельности спа на примере французского рынка. Мы уверены, что данная информация заинтересует и наших специалистов, поскольку подобные расчеты может осуществить любой руководитель, чтобы оценить работу своего заведения.
Состояние спа-индустрии во Франции
С чем связан рост рынка спа во Франции? Прежде всего, нужно помнить о том, что изначально Франция отставала от других европейских стран по количеству спа. Это было связано со скандально известным законом, запрещавшим косметологам оказывать услуги оздоровительного массажа, выполнять который могли только врачи в рамках талассоцентров или водолечебниц. Этот запрет существенно замедлил развитие спа-индустрии в стране. Ситуация начала меняться, когда одним из требований к пятизвездочным отелям стало наличие в нем спа или салона красоты и возникла необходимость в сервисе, соответствующем международному уровню. Количество спа при отелях стало стремительно расти. Можно сказать, что свободное развитие отельного бизнеса повлияло и на рынок спа-услуг.
В настоящее время увеличивается и количество городских спа, не связанных с отелями, доля которых по разным источникам составляет 35–40% от общего числа спа.
Во Франции имеются давние традиции ухаживающих эстетических процедур и очень развита культура заботы о красоте тела. Сектор красоты в стране организован на высшем уровне. И поэтому вторым источником спа стали салоны красоты. Многие салоны расширили свой ассортимент услуг, включив в них экзотические массажи и водные процедуры, что позволило им именоваться спа.
В этой статье я не хочу давать исчерпывающее определение понятию «спа». Когда я говорю о спа, то подразумеваю заведение, где клиентам предлагаются массажи и водные процедуры и где можно отдохнуть не только телом, но и душой.
Сегодня, когда сектор спа переживает подъем, важно найти общие критерии оценки рентабельности спа, независимо от их типа.
Производительность спа
Конечно, большое значение для спа имеют качество сервиса и степень удовлетворенности потребителей – но это не должно заслонять необходимости увеличения прибыли и рентабельности, которые обеспечат дальнейшее развитие спа.
Управление финансами – одна из главных задач спа-менеджера (директора), который для оценки деятельности спа может использовать ряд общепринятых индикаторов. В статистическом отчете, представленном в мае 2012 года MKG (консалтинговым агентством по отельному бизнесу), некоторые данные заслуживают особого внимания:
Средний уровень занятости кабинетов составил 34%. Эта усредненное значение для всех дней недели и дней года на основе данных, полученных из спа-отелей, участвовавших в опросе.
Возникает вопрос о количестве кабинетов, которые нужны в спа, и о стратегии повышения их занятости. Если инвестиции в создание одного кабинета составляют примерно 60 000 евро, то при таком уровне занятости может возникнуть серьезная проблема по возврату инвестиций, знаменитому R.O.I. (Return on Investment). Кроме того, даже незанятые кабинеты нуждаются в дополнительных эксплуатационных расходах. Поэтому на оптимизацию расходов следует обратить особое внимание заранее, на этапе формирования концепции спа.
Еще одна цифра, которая вызывает вопросы: уровень производительности спа-терапевтов или косметологов – 43%. Эта цифра отражает реальное время, которое было затрачено на процедуру и, следовательно, поддается количественной оценке. Такой же показатель характерен для всей Европы. Нужно правильно понимать значение этой цифры. Показатель для Азии составил 42%, но здесь следует учитывать, что уровень зарплаты в Азии примерно в полтора раза ниже, чем в среднем по Европе. Поэтому с точки зрения организации бизнеса сложно напрямую сравнивать азиатские и европейские спа.
Кроме того, уровень производительности спа-терапевта в 43% означает, что большая часть времени штатного сотрудника непродуктивна, т. е. оплата труда завышена по отношению к его эффективности.
Эти замечания основаны на данных, полученных в секторе спа-отелей, для спа другого типа цифры могут отличаться.
Индикаторы оценки эффективности спа
- RevPAR: средний доход на один кабинет.
- RevPATH: средняя прибыль в час от процедуры.
- Средний доход в день.
- Уровень занятости кабинета.
- Средний доход на одного спа-терапевта.
- Средний доход на один кабинет, предназначенный для дополнительных процедур (например, маникюра-педикюра).
- Средний доход по каждому типу процедур.
Анализ этих показателей позволит контролировать работу спа, а также планировать его потребности и бюджет. При таком подходе спа рассматривается как полноценный бизнес, для которого можно составить надежный бюджетный прогноз, использовать инструменты и индикаторы, позволяющие ежедневно отслеживать положение дел и вносить необходимые изменения.
Наконец, во главе спа должны стоять квалифицированные специалисты, компетентные в области менеджмента и работы с персоналом. Недооценка важности контроля приводит к увеличению риска для всей структуры и, к сожалению, часто становится причиной больших эксплуатационных потерь в спа.
Итак, проведите собственные подсчеты, они помогут вам лучше контролировать работу спа!
Источник статьи журнал Cabines Russie.
Если понравилась статья, Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.