Единственный в своем роде?
Лувр в Париже. Национальная галерея в Лондоне. Это два самых престижных музея в западном мире, где хранятся такие шедевры, как Мона Лиза Леонардо да Винчи и « Послы» Ханса Гольбейна , соответственно, наряду с бесчисленными работами таких знаменитых имен, как Дж. М. В. Тернер, Ян ван Эйк и Караваджо. Эти музеи находятся в двух крупнейших культурных столицах мира, поэтому неудивительно, что они снабжены стропилами с сокровищами.
За исключением того, что они оба скрывают секрет на виду.
Мало кто знает, что и в Лувре, и в Национальной галерее выставлена одна и та же картина, приписываемая не менее, чем саму Леонардо да Винчи: Деве Скалы. За исключением некоторых поверхностных, цветовых и композиционных изменений, эти две картины почти идентичны - и их история горячо обсуждается.
Окрашенные где-то в конце 1400-х - начале 1500-х годов, обе версии «Богородицы» (также иногда называемой « Мадонна из скал» ) изображают Марию с младенцем Иисусом. Обе фигуры находятся на склоне утеса и сидят рядом с ангелом и юной версией Иоанна Крестителя. Картина в Лувре наполнена золотыми, красными и зелеными тонами, а та, что висит в Национальной галерее, приобретает землистый синий и коричневый цвета.
Только почему в мире да Винчи нарисовали два почти одинаковых шедевра?
Рисование картины
Большинство экспертов считают, что картина в Лувре - это лучшая версия, иными словами, это картина, которую да Винчи создал первым. Но история за этим гораздо сложнее.
В 1483 году настоятель Бартоломео Скорлионе связался с да Винчи и связал его с братьями Амброджо и Евангелистой де Предис, чтобы создать алтарь; да Винчи был назначен «хозяином» проекта. Для группы художников эпохи Возрождения такая комиссия была бы обычной работой, и они принялись за работу.
Но то, что произошло дальше, было далеко не гладким.
Амброджо написал своим работодателям, прося больше денег, заявив, что это стоило больше, чем предполагал контракт - на сумму 1200 лир. Однако пришло только 100 лир. Спустя годы Амброджио снова умолял за деньги; его брат Евангелиста только что умер и оставил после себя нищих детей, что сделало фонды еще более неотложными. В конце концов, не меньше, чем король Франции Людовик XII вмешался и заставил монастырь платить своим фрилансерам.
Это ужасно обернулось.
Вместо этого оценщик посчитал работу неполной, спустя 23 года после того, как она была впервые введена в эксплуатацию. До сегодняшнего дня мы никогда не узнаем, пытались ли Леонардо и компания пробиться через групповой проект, или же Церковь просто находила способы удержать средства. Как бы то ни было, в 1508 году - через четверть века после начала живописи - алтарь был закончен и установлен на место.
Вот где действительно начались проблемы.
Видя двойной
Где-то между комиссией и ее установлением да Винчи решил сделать еще один, почти идентичный алтарь « Девы скал» . Фактически, многие искусствоведы считают, что произведение, которое он в конечном итоге установил, на самом деле было второй копией, и что да Винчи в итоге продал «оригинальную» работу, начатую в 1483 году частному покупателю за прошедшие годы.
Короче говоря, да Винчи, вероятно, устал ждать в финансовом подвешенном состоянии, продал первую работу - вероятно, в Лувре - и просто создал другую, чтобы выполнить комиссию, когда это было необходимо; это будет версия в Национальной галерее.
Хотя это кажется относительно простым с точки зрения да Винчи (и сальдо банковского счета), сегодня оно открывает для нас целый ряд проблем.
Приоритетная живопись
Видите ли, теперь у нас есть два шедевра.
Два шедевра, когда идея «шедевра» подразумевает индивидуальный гений, выражены уникальным образом. В эпоху цифровых технологий, когда почти все можно копировать и вставлять, мы обращаемся к старым мастерам, чтобы показать нам, что на самом деле означает «настоящий». Они могут делать разные исследования, эскизы и версии, но две практически идентичные части без официальной «окончательной» версии встречаются редко. Другими словами, нет места для почти копийных копий - и « Богородица скал» - это проблема, которую мы должны решить.
В результате «оригинальной» Луврской Деве часто уделяется особое внимание, и многие считают ее «идеальным примером» техники сфумато да Винчи, которая смешивает цвета друг с другом. Напротив, эксперты исторически рассматривали вторую картину - которая фактически стала истинным, оригинальным алтарным рисунком - как меньшее произведение. Действительно, эксперты привыкли утверждать, что большая часть « Девы» в Национальной галерее была сделана ассистентами, а не самим да Винчи.
Другими словами, чтобы сохранить наши представления о шедеврах, живопись Национальной галереи должна стать простой копией первой, ее оригинальность выкачивается, а затем растворяется в менее опытных руках помощников да Винчи.
Но что, если эксперты ошибаются по поводу этих так называемых фактов?
Переписывая историю
Хотя большинство соглашается, что версия Лувра - более ранняя картина, после сотен лет, нет никакой гарантии, что это так. Опять же, все это может даже не иметь значения. В любом случае, почему «первая» картина должна рассматриваться как лучшая? Да, и еще одно открытие: исследователи теперь верят, что да Винчи действительно рисовал большую часть картин Национальной галереи, еще больше расстраивая любое четкое «шедеврное» различие между ними.
Так, куда мы можем пойти отсюда? В конце концов, у нас осталось две мастерские картины, каждая из которых бросает вызов традиционным представлениям о подлинности и гениальности другой.
Несмотря на то, что две версии « Девы скал» вызывают у нас беспокойство по поводу подлинности в искусстве, здесь есть простое решение: разве гений да Винчи не может содержать множество людей?
Поэтому он сделал копии внештатных картин; это не умаляет его мастерства. Живопись Национальной галереи - это не просто разбавленное повторение произведения Лувра. Это запись о жизни, заботах и ремеслах да Винчи. Это тоже шедевр - они оба.