Найти в Дзене
FAKTIKI

Поединок Да Винчи: Секретная История Идентичных Шедевров Леонардо

Оглавление

Единственный в своем роде?

Лувр в Париже. Национальная галерея в Лондоне. Это два самых престижных музея в западном мире, где хранятся такие шедевры, как Мона Лиза Леонардо да Винчи и « Послы» Ханса Гольбейна , соответственно, наряду с бесчисленными работами таких знаменитых имен, как Дж. М. В. Тернер, Ян ван Эйк и Караваджо. Эти музеи находятся в двух крупнейших культурных столицах мира, поэтому неудивительно, что они снабжены стропилами с сокровищами.

За исключением того, что они оба скрывают секрет на виду.

Мало кто знает, что и в Лувре, и в Национальной галерее выставлена ​​одна и та же картина, приписываемая не менее, чем саму Леонардо да Винчи: Деве Скалы. За исключением некоторых поверхностных, цветовых и композиционных изменений, эти две картины почти идентичны - и их история горячо обсуждается.

ShutterstockНациональная галерея в Лондоне и Лувр в Париже
ShutterstockНациональная галерея в Лондоне и Лувр в Париже

Окрашенные где-то в конце 1400-х - начале 1500-х годов, обе версии «Богородицы» (также иногда называемой « Мадонна из скал» ) изображают Марию с младенцем Иисусом. Обе фигуры находятся на склоне утеса и сидят рядом с ангелом и юной версией Иоанна Крестителя. Картина в Лувре наполнена золотыми, красными и зелеными тонами, а та, что висит в Национальной галерее, приобретает землистый синий и коричневый цвета.

Только почему в мире да Винчи нарисовали два почти одинаковых шедевра?

Рисование картины

Большинство экспертов считают, что картина в Лувре - это лучшая версия, иными словами, это картина, которую да Винчи создал первым. Но история за этим гораздо сложнее.

В 1483 году настоятель Бартоломео Скорлионе связался с да Винчи и связал его с братьями Амброджо и Евангелистой де Предис, чтобы создать алтарь; да Винчи был назначен «хозяином» проекта. Для группы художников эпохи Возрождения такая комиссия была бы обычной работой, и они принялись за работу.

Но то, что произошло дальше, было далеко не гладким.

ShutterstockСтатуя Леонардо да Винчи
ShutterstockСтатуя Леонардо да Винчи

Амброджо написал своим работодателям, прося больше денег, заявив, что это стоило больше, чем предполагал контракт - на сумму 1200 лир. Однако пришло только 100 лир. Спустя годы Амброджио снова умолял за деньги; его брат Евангелиста только что умер и оставил после себя нищих детей, что сделало фонды еще более неотложными. В конце концов, не меньше, чем король Франции Людовик XII вмешался и заставил монастырь платить своим фрилансерам.

Это ужасно обернулось.

Вместо этого оценщик посчитал работу неполной, спустя 23 года после того, как она была впервые введена в эксплуатацию. До сегодняшнего дня мы никогда не узнаем, пытались ли Леонардо и компания пробиться через групповой проект, или же Церковь просто находила способы удержать средства. Как бы то ни было, в 1508 году - через четверть века после начала живописи - алтарь был закончен и установлен на место.

Вот где действительно начались проблемы.

Видя двойной

Где-то между комиссией и ее установлением да Винчи решил сделать еще один, почти идентичный алтарь « Девы скал» . Фактически, многие искусствоведы считают, что произведение, которое он в конечном итоге установил, на самом деле было второй копией, и что да Винчи в итоге продал «оригинальную» работу, начатую в 1483 году частному покупателю за прошедшие годы.

Короче говоря, да Винчи, вероятно, устал ждать в финансовом подвешенном состоянии, продал первую работу - вероятно, в Лувре - и просто создал другую, чтобы выполнить комиссию, когда это было необходимо; это будет версия в Национальной галерее.

Хотя это кажется относительно простым с точки зрения да Винчи (и сальдо банковского счета), сегодня оно открывает для нас целый ряд проблем.

Wikimedia CommonsДве Девы Скалы, Национальная Галерея Версия слева, Лувр Версия справа
Wikimedia CommonsДве Девы Скалы, Национальная Галерея Версия слева, Лувр Версия справа

Приоритетная живопись

Видите ли, теперь у нас есть два шедевра.

Два шедевра, когда идея «шедевра» подразумевает индивидуальный гений, выражены уникальным образом. В эпоху цифровых технологий, когда почти все можно копировать и вставлять, мы обращаемся к старым мастерам, чтобы показать нам, что на самом деле означает «настоящий». Они могут делать разные исследования, эскизы и версии, но две практически идентичные части без официальной «окончательной» версии встречаются редко. Другими словами, нет места для почти копийных копий - и « Богородица скал» - это проблема, которую мы должны решить.

Pixabay
Pixabay

В результате «оригинальной» Луврской Деве часто уделяется особое внимание, и многие считают ее «идеальным примером» техники сфумато да Винчи, которая смешивает цвета друг с другом. Напротив, эксперты исторически рассматривали вторую картину - которая фактически стала истинным, оригинальным алтарным рисунком - как меньшее произведение. Действительно, эксперты привыкли утверждать, что большая часть « Девы» в Национальной галерее была сделана ассистентами, а не самим да Винчи.

Другими словами, чтобы сохранить наши представления о шедеврах, живопись Национальной галереи должна стать простой копией первой, ее оригинальность выкачивается, а затем растворяется в менее опытных руках помощников да Винчи.

Но что, если эксперты ошибаются по поводу этих так называемых фактов?

Переписывая историю

Хотя большинство соглашается, что версия Лувра - более ранняя картина, после сотен лет, нет никакой гарантии, что это так. Опять же, все это может даже не иметь значения. В любом случае, почему «первая» картина должна рассматриваться как лучшая? Да, и еще одно открытие: исследователи теперь верят, что да Винчи действительно рисовал большую часть картин Национальной галереи, еще больше расстраивая любое четкое «шедеврное» различие между ними.

Так, куда мы можем пойти отсюда? В конце концов, у нас осталось две мастерские картины, каждая из которых бросает вызов традиционным представлениям о подлинности и гениальности другой.

Несмотря на то, что две версии «  Девы скал»  вызывают у нас беспокойство по поводу подлинности в искусстве, здесь есть простое решение: разве гений да Винчи не может содержать множество людей?

Поэтому он сделал копии внештатных картин; это не умаляет его мастерства. Живопись Национальной галереи - это не просто разбавленное повторение произведения Лувра. Это запись о жизни, заботах и ​​ремеслах да Винчи. Это тоже шедевр - они оба.