Один из вариантов сдачи в аренду автомобилей для работы в такси -, это аренда с правом выкупа. Среди таксистов бытует и другое название - “раскат”. Предложение привлекательно тем, что водитель видит свет в конце тоннеля в виде оформленного в собственность автомобиля (или того, что от него останется) по истечению, как правило двух-трех лет.
Процедура получения автомобиля под выкуп аналогична процедуре получения автомобиля в обыкновенную аренду. Есть различия в договоре, и довольно существенные. От компании к компании условия договора могут меняться: у кого-то “жестче”, у кого-то “мягче”. Помягче любят все. Поэтому хитрецы-арендодатели, проявляя смекалку и желание заработать побольше денежек, перемешивают все эти “мягко” и “жестко”. По итогу получается то ли коктейль, то ли бормотуха. Впрочем, и на первое и на второе любители находятся. Исходя из своего опыта построения таковых отношений с арендаторами/водителями, выделю несколько особенностей “выкупного” договора:
- Обслуживание автомобиля производится за счет арендатора.
- ОСАГО - первый год действия полиса “в подарок”, последующие годы - оплачивает арендодатель. КАСКО - ничего определенного нет, мало кто делает, а если делает, то с максимальной франшизой на “тотал и угон”. Но и об этом арендатор часто не оповещается, не нужна ему головная боль эта.
- Сезонная резина также - за счет арендатора. В редких исключениях бывают “подарки”, о качестве резине пока промолчу, если штатная, то уже хорошо.
- Сопутствующая документация (путевые листы, БСО, талон техосмотра, карточка водителя и т.д.) - за счет арендатора.
- Ремонт - за счет арендатора.
Проще говоря, помимо ежедневной арендной платы, арендатор оплачивает ВСЁ. На выходе получается дорогой лизинг. Учитывая то, что большинство компаний сдают в аренду лизинговые автомобили - лизинг получается двойной. В смысле оплата в двойном размере ложится на могучие плечи арендатора-таксиста. А видом деятельности компании-арендодателя правильно будет назвать - сублизинг.
Тарифы по ежедневной арендной плате рассчитываются исходя из класса автомобиля, срока действия договора и, порой, личности арендатора (Пете за 1500, Васе за 1700. Почему? А мне Вася не понравился. Просто пример). Но основой выступает, конечно же, лизинг. Опираясь на ежемесячный лизинговый платеж, определяется маржа. Складывая эти два показателя, получаем сумму, которую желаем получить с арендатора. В некоторых случаях корректируем ее, чаще - в большую сторону (есть нюансы, например, - неравное количество дней в месяцах).
И все вроде бы гладко. Но желание зарабатывать больше не совмещается с логическим завершением договора - выкупом. Поэтому в договоре присутствует горстка пунктов, нарушение которых ведет к прекращению действия данного договора, и изъятию автомобиля с целью передачи его следующему арендатору. Таким образом автомобиль может поработать не 2-3 года, а поболее... лет до 5. Большинство компаний занимаются именно этим. Однако и водители-арендаторы редко выдерживают такой темп работы с ежедневными долгами. Отпуска нет, болеть нельзя. А зачастую нет и обычных выходных. Условие жесткое: оплатил - отдыхай.
По собственному опыту могу привести такие цифры: из 15 арендаторов, лишь 1 пройдет весь срок выкупа автомобиля, при условии, что в компании не будут вставлять палки в колеса, докапываться до нарушений условий договора с целью прекращения с ним действия договора. 5 человек протянут не более одного года. Остальные 9 - сольются в первые полгода. Из чего можно сделать вывод: предложив арендатору автомобиль в аренду с правом выкупа (с вышеуказанными условиями договора), арендодатель получит существенно большую прибыль относительно аренды без выкупа, плюс - замотивированного на обладание собственным автомобилем водителя-арендатора.
Вопрос о моральной стороне вопроса затрагивать не буду. Это просто бизнес, по-русски.
Благодарю за внимание. Надеюсь, что приведенная в статье информация была Вам полезна. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, новости и много другой информации из мира автомобилей.