Найти тему

СВЯТЫЕ, БЕЗУМЦЫ ИЛИ МОШЕННИКИ?

Есть такое понятие "филантроп" - то есть для обывателей, это тот человек, который любит ближнего больше, чем самого себя. Всю свою жизнь он посвящает тому, чтобы окружающие его люди были более счастливыми. А в нашем обществе подобное поведение нередко воспринимается, как некое психическое отклонение или злая корысть. Так ли это?

1. МАТЬ ТЕРЕЗА: ДОБРОТА С КОТОРОЙ СЧИТАЛИСЬ.

Она входит в список самых великих женщин XX века. Эта маленькая, худенькая женщина с большим любящим сердцем. В ее сердце было место для любви к каждому: будь то бомж, прокаженный, убийца.

Основанный ею монашеский Орден, куда каждый вступающий давал обет служить беднейшим из бедных, занимался подчас самыми безнадежными случаями. Матерью Терезой были построены детские дома, больницы, школы и приюты для самых бедных, лепрозории, хосписы, дома престарелых и мастерские для безработных.

У нее был талант пробуждать сострадание к несчастным даже у самых отпетых преступников.

В 1979 году ей была присуждена Нобелевская премия мира, все полученные деньги она потратила на благотворительность.

Впрочем, в наше время находятся и те, кто обвиняет мать настоятельницу в корыстном интересе к пожертвованиям и даже наживе на несчастьях других.

Если ты добр, люди будут обвинять тебя в том, что под маской доброты ты скрываешь корысть. Все равно оставайся добрым. (Мать Тереза Калькутская)

2. ДОКТОР ГААЗ: МИЛОСТЬ К ПАДШИМ


Немецкий врач Федер Петрович Гааз (Фридрих Иозеф Хааз) приехал в Россию на заработки в 1803 году и остался здесь навсегда. Всю свою жизнь он посвятил заботам о страждущих: бедняках, нищих, каторжниках. Он был в своей доброте настолько безотказным, что каждый нуждающийся в помощи практически мгновенно ее получал.

Талантливый врач, он бесплатно лечил тех, кто не мог сам за себя заплатить. Он пытался улучшить жизнь заключенным, борясь за реформы в тюремном законодательстве. Все деньги и имущество, которое у него было он тратил на строительство бесплатных больниц и школ, поэтому жил в каморке при больнице.

Для него не было разбора: убийца ли это, больная ли волчанкой девочка, или крепостная, которой необходимо получить вольную, чтобы отправиться за мужем на каторгу.

Когда он умер - 15 тысяч человек пришли проводить его в последний путь до Введенского кладбища., где он нашел свой последний приют.

Но еще при жизни Гааза были те, кто относился к его личности и филантропии с презрением. Так, автор "Войны и мира" Лев Толстой открыто называл Гааза юродивым, отказывал ему в уме, считая его чуть ли не дебилом. А вот Достоевский восхищался доктором и в своих романах отвел Федору Петровичу немало места.

Спешите делать добро. (Ф. Гааз)

3. ДЖОН ГОВАРД: ПОБЕДИТЬ СИСТЕМУ

-2

Получив в наследство огромное состояние Джон Говард не "ударился" в светскую жизнь или в предпринимательские попытки удвоить его. Этот ученый потратил все деньги на благоворительность. Как и Гааз он пытался облегчить жизнь заключенных, боролся за права человека.

На свои деньги он построил две школы, пригласил хороших учителей, собрал детей со всей округи.

Он строил дома для бедных крестьян, а также несколько больниц и домов для престарелых.

Пользуясь своим положением, он активно влиял на облегчение участи заключенных. Во времена Говарда в тюрьмах господствовали жестокие тянущиеся со времен средневековья законы. С легкой руки Говорда парламентом было утверждено два закона, которые положили начало реформе тюремного дела в Англии. По одному из них при каждой тюрьме должны были устраиваться лазареты для оказания медицинской помощи заболевшим. Признавая необходимость тюрем, Говард требовал уважения к заключенным, исправляя их с помощью труда, разумной дисциплины и религиозно-морального воспитания.

Деятельность Дома Говорда была также направленна на лечение больных чумой. Поскольку в его родной Англии медицина по этим вопросом заставляла желать лучшего, он поехал изучать эту болезнь в ряд стран Средиземноморья, настойчиво изучал в карантинах и лазаретах чуму и меры борьбы с ней. По свидетельству очевидцев, он заходил даже туда, куда боялись ступать ногой местные проводники и врачи.

Говард много путешествовал по миру. Но где бы он не жил, он получал народную любовь за счет своей самоотверженности и милосердия. Последние годы жизни он провел в Российской империи, считая, что здесь как ни где люди нуждаются в его помощи и заступничестве.

4. ЕЛИЗАВЕТА РОМАНОВА: МАТУШКА, ИГУМЕНЬЯ, КНЯГИНЯ

-3

Елизавета Федоровна Романова была внучкой английской королевы Виктории и сестрой последней российской императрицы Александры Федоровны. По словам современников, Елизавета была самой красивой принцессой в Европе. К ней сватались правители разных стран. А она всем предпочла московского губернатора - великого князя Сергея Александровича Романова, брата последнего императора Николая II.

Будучи от природы очень сострадательной, Елизавета много занималась благотворительностью. Именно она организовала Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Она же возглавила Дамский комитет Красного Креста. Ею же создан Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлёвском дворце появился склад пожертвований в пользу воинов, где заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.

После гибели горячо любимого ею супруга она окончательно отошла от светской жизнью. Отныне смыслом для нее стала помощь страждущим, ради чего она создала Марфо-Мариинскую обитель. О доброте матушки Елизаветы и ее безотказности в помощи легенды ходили. Некоторые искренне считали ее святой. А другие называли лицемеркой, удовлетворяющей свое тщеславие в поклонении ей черни.

К сожалению, революция не пощадила эту добрую женщину и она была убита. По легенде, даже умирая, она пыталась помочь раненым.

5. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ: ЖЕНАТ НА НИЩЕТЕ

-4

Юность Францизска Ассизского мало чем отличалась от жизни средневековой золотой молодежи. Будучи родом из богатой семьи, он не знал отказа ни в деньгах, ни в женщинах. Но однажды всё изменилось. Отправившись в крестовый поход против мусульман, он встретил прокаженного. Вид этого гниющего за живо человека настолько впечатлил юношу, что он больше не смог жить жизнью богатого бездельника. Он, не смотря на увещевание и шок родителей, ушел из дома, заявив, что отныне женат на нищете. Он стал бродяжничать. Очень много помогал прокаженным и любым другим людям, нуждающимся в помощи. Практически всю милостыню, которую ему подавали, он отдавал беднякам.

Источником бед человеческих он считал частную собственность. От нее и призывал отказаться. Кстати, у него оказалось много последователей. Ораторские способности Франциска были настолько хороши, что молодежь и богатая и бедная уходила бродяжничать вместе с ним. В конце концов учение Франциска стало модным и многие молодые люди из состоятельных семей шли за Франциском не столько, чтобы помогать нуждающимся, а только ради того, чтобы быть в трэнде. Это в конце концов и погубило Франциска, так как церковные власть имущие воспользовались его популярность в корыстных интересах и создали очередной католический монашеский орден - францисканцев. После чего бедняжку затравили до смерти, отказывая этому идеалисту и филантропу в самом главном - в ясном уме.

... Дай мне, Господи, не ждать утешения, а утешать,
Не ждать понимания, а понимать,
Не ждать любви, а любить!
Ибо, только кто дает, тот обретает,
Только кто о себе забывает — тот находит себя,
Только кто прощает — тот будет прощен,
Только кто умирает — тот воскресает для жизни вечной! (Франциск Ассизский)

6. ЕЛИЗАВЕТА ГЛИНКА: ПАВЕЛЕЦКИЙ ВОКЗАЛ И НЕ ТОЛЬКО...

-5

Это удивительная хрупкая женщина могла бы вести жизнь богатой бездельницы. Или как там... светской львицы. Но нет, будучи врачом по профессии, и что еще важнее - по призванию, она очень много помогала людям. Ее благотворительный фонд "Справедливая помощь" помог многим нуждающимся. Она же каждую неделю ездила на Павелецкий вокзал, чтобы оказывать медицинскую помощь бомжам. Также они и малообеспеченные семьи могли рассчитывать на бесплатный продовольственный паек от фонда. Во время военного конфликта в Сирии и на Украине, Елизавета бесстрашно отправлялась туда, чтобы увезти детей подальше от боевых действий.

Однако после смерти на Елизавету Глинка обрушился шквал критики. Мол вся ее деятельность была не столько благотворительной, сколько преступной: она продавала людей на органы.

Так это или иначе, и кто из перечисленных мною личностей был искренним филантропом, а кто им только притворялся, трудно сказать. Но, думаю, не грешат против истины слова матери Терезы Калькутской:

...Вам кажется, что если вы чего-то не видите, этого не существует. Нет, просто вы не замечаете в мире того, чего нет внутри вас. Злой человек не видит добра. Жадному — все кажутся жадными, для любящего мир кажется наполненным любовью, а для ненавидящего ненавистью...