Российским ученым с иностранными коллегами лучше не общаться. Так сотрудники НИИ и вузов оценили новые рекомендации министерства науки и высшего образования – о правилах общения с иностранцами.
По этим правилам, контакты с зарубежными коллегами в нерабочее время возможны только с разрешения руководства - а после встречи ученые должны предъявить отчет с описанием разговора.
Особенно умиляет такой пункт: ученые должны приложить к своему отчету сканы паспортов участников встречи. То есть предполагается, что иностранец вот так, добровольно, даст сканировать свой паспорт, и это сканирование будут делать непонятно где - да они там в своем уме, авторы этой инструкции?
А еще представляю себе – Альберт Эйнштейн приходит на встречу с Марком Планком, а тот ему говорит: “Давайте прежде всего я сделаю копию с вашего паспорта. А то у меня будут неприятности в институте, где я работаю”.
В новых правилах есть и еще один интересный пункт: у пришедших на встречу иностранных ученых не должно быть при себе никаких записывающих устройств. Они перечисляются: “Технические средства обработки и накопления информации - диктофоны, сотовые телефоны, магнитофоны, плееры, бинокли, часы, фотоаппараты, видеокамеры…”
Российские ученые уже обсуждают в соцсетях: неужели теперь иностранцев надо будет обыскивать и отбирать у них мобильные телефоны, часы – или даже шариковые ручки?
Пресс-служба Минобрнауки делает довольно смешные разъяснения – например, что эти правила “направлены прежде всего для учета показателей роста международных связей”. Видимо, именно для этого нужны сканы паспортов.
В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказал предположение, что это выглядит как перебор. По его словам, в Кремле поинтересуется, как появились эти правила.
Но, может быть, в Кремле тогда поинтересуется и у депутатов Госдумы – как они принимали закон, который предполагает примерно то же самое. Ведь всероссийский поиск шпионов начался не вчера, и его придумали не в Минобрнауки - министерство лишь чутко улавливает руководящую тенденцию.
А тенденции такова, что подозрительное ищут везде. Именно так выглядит принятый Госдумой еще шесть лет назад закон о наказании за “деятельность, направленную против безопасности России”.
Закон значительно расширил толкование понятий “государственная измена”, “шпионаж”, “незаконное получение гостайны”. И правозащитники говорят, что под “безопасностью” в отличие от “внешней безопасности”, как было в предыдущих законах, можно теперь подразумевать что угодно – продовольственную, внутреннюю, правовую безопасность. В итоге, по их мнению, можно подвести под статью любое общение российского гражданина с иностранцами.
В общем, представителям власти и неравнодушным гражданам иностранные агенты чудятся повсюду. Просто ожившая картина 1937 года художника Титова “Поймали шпиона”…