Термин "бережливый стартап" стал элементом лексикона предпринимателей, стартаперов и инвесторов благодаря Эрику Рису и Эшу Маурья, описавших эту концепцию в своих книгах. Впоследствии она зарекомендовала себя как гибкий и экономичный способ начать развитие собственного проекта и была применена многими проектами, впоследствии ставшими успешными компаниями. Давайте разберемся, какие принципы лежат в основе концепции бережливого стартапа и какие принципы помогут ее внедрить.
Основная идея
Главную мысль концепции бережливого стартапа можно сформулировать следующим образом. Большинство стартапов проваливаются, несмотря на многочисленные исследования рынка, проработанную бизнес-модель, согласованные бизнес-планы и даже солидные инвестиции. Это происходит из-за того, что стартапам совершенно не подходит традиционный подход к развитию бизнеса.
Такие проекты функционируют в условиях крайней неопределенности, соответственно, на старте им важно быть гибкими, быстро тестировать гипотезы и регулярно собирать обратную связь. Ресурсы должны использоваться максимально экономно и аккуратно, что касается как финансов, так и времени, кадров и усилий.
Почему стартапы терпят крах?
Эрик Рис считает, что проекты проваливаются из-за двух основных причин.
- Чрезмерное увлечение традиционным подходом к ведению бизнеса.
- Отказ от менеджмента, когда традиционные подходы не работают.
Между этими двумя крайностями и лежит концепция бережливого стартапа.
Главные принципы бережливого стартапа
В основе этой методики развития проекта лежит 5 принципов.
- Концепция бережливого стартапа может быть применена в компаниях любого масштаба, даже в крупном бизнесе, вне зависимости от сферы деятельности.
- В основе предпринимательства лежит менеджмент. Стартапу нужен особый, гибкий менеджмент, который поможет проекту стартовать в условиях неопределенности.
- Подтверждение фактами. Задачи стартапа не ограничиваются производством продуктов и принесением дохода. Проект и команда должны регулярно обучаться на проверенных фактах, результатах тестирования гипотез и мнении потребителей.
- Цикл "создать — оценить — научиться". Предлагайте пользователям минимальный продукт без опций, которые могут понравиться потенциальным потребителям, тестируйте его на реальных клиентах, собирайте обратную связь и модернизируйте продукт с учетом полученных данных.
- Учет инноваций. Используйте систему критериев и метрик, которые позволят оценить полезность модификаций продукта и динамику стартапа в целом.
Однако проект не спасет ни эффективный менеджмент, ни талантливая команда, если продукт не нужен пользователям. Как без затрат денег, сил и времени понять, чего хочет рынок?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо научиться понимать, что приводит к взаимопониманию между потребителями продукта и его создателями. Не нужно строить гипотезы на домыслах, оптимальный подход — максимально быстро проверять гипотезы на практике и изменять продукт с учетом результатов тестирования.
Концепция бережливого стартапа учит предпринимателей выпускать минимально рабочую версию продукта и "оттачивать" ее на основе реальной обратной связи от клиентов — именно такой подход позволит проекту сэкономить усилия команды, время и денежные ресурсы.
Понравилась статья? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые выпуски!