Эффективность работы фар ближнего света значительно снижается от их неправильной регулировки. При достаточной яркости свечения ламп, участки дороги, важные для безопасного вождения, оказываются плохо освещенными.
Смещение светового потока в сторону полосы встречного движения вызывает ослепление водителей автотранспорта противоположного направления. Необходимо периодически контролировать точность установки фар, что совсем несложно.
Требования к работе фар ближнего света
Ближний свет включается при движении в ночное время на освещенных участках дороги, при наличии встречного транспорта – на неосвещенной дороге, а также в тоннелях. Световой поток направляется таким образом, чтобы дорога освещалась в поле зрения водителя от передней части автомобиля и вдаль на расстояние 60-70 м. Поток несколько смещен вправо, что обеспечивает улучшенное освещение края дороги.
Рассеиватель фары имеет прозрачные ребра, которые играют роль линз, распределяющих яркость светового пятна и формирующих его форму.
Фары у разных автомобилей расположены на различной высоте от поверхности земли. Для обеспечения освещения не далее заданного отрезка дороги, автопроизводитель задает снижение оси светового пучка, выраженное в процентах.
Значение наносится на кузов вблизи фары. Для автомобилей, фары которых расположены не выше 0,8 м, такое значение обычно равно 1%. Это означает, что на расстоянии 10 м верхняя граница светового потока снижается на 0,1 м.
Упрощенная методика тестирования
Автомобиль при выполнении тестирования должен иметь повседневную комплектацию. В багажнике не должно быть лишних грузов, а в салоне – пассажиров. Регулятор корректора фар установить в нейтральное положение. Работы выполнять в сумерки или темное время суток.
Необходимо выбрать горизонтальную площадку, расположенную перед светлой стеной, забором. Из инструмента потребуется:
- рулетка;
- строительный отвес;
- кусок мела.
Подогнать автомобиль к стене и отметить середину между центрами фар (рис. 1). Провести с помощью отвеса и мела вертикальную линию – 0. Отметить на стене центры фар – Цл и Цп, провести через них горизонтальную линию – 3.
Отогнать автомобиль задним ходом на 5 м. Замерить высоту от дороги до центра фары – H. Рассчитать величину снижения потока – h. Для коэффициента 1% снижение h составляет 5 см. Провести линию 4 ниже линии 3 на величину h. Отметить точки 0л и 0п.
Включить ближний свет. Прикрывая поочередно плотным материалом одну из фар, удостовериться в том, что:
- верхняя граница светового пятна совпадает с линией 4;
- треугольники, расположенные выше линии 4, смещены вправо, их острый угол начинается в точках 0л и 0п.
При явных отклонениях необходимо выполнить регулировку самостоятельно либо обратиться на СТО. Специалисты выполнят регулировку точнее, с применением специальных оптических приборов.