— Как бисер помогает археологам?
— Почему Африку считают местом зарождения человечества?
— Можно ли купить за бисер что-либо?
— Как появились счеты?
— Бусра – это ругательство?
Многие думают, что знаю, что такое бисер. Они считают, что это декоративные шарики с отверстиями. Для них бисеропление – это всего лишь один из видов рукоделия. И они глубоко заблуждаются! Бисер – это огромный мир, а бисероплетение – это страсть. Многие просто не понимают, как можно сидеть и нанизывать бусину за бусиной. А некоторые не представляют своей жизни без этого. Ведь бисер – это то, во что так легко влюбиться. И если это случилось, то любовь остается навсегда.
Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, материалы и т.д.
Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты, создают растения, сувениры, вышивку и прочее.
История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. И здесь не надо представлять, как люди, которые только что научились разводить костер, вскрывают пластиковые пакетики с маленькими ровными шариками. Тогда роль бисера на себя примерили раковины, зернышки, зубы добытых на охоте зверей, кости, которые умелые руки легко превращали в удивительные украшения. Также это были и мелкие камешки, кусочки известняка, отколотые от сталактитов в пещерах.
Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того, чтобы уберечь себя от злых духов. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, ок рашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.
Самые древние бусы, возраст которых превышает 40 000 лет, были найдены американскими археологами при раскопках в Кении, и их считают одним из доказательств того, что именно в Африке зародилось человечество. По бусинкам, обнаруженным при раскопках древних поселений или захоронений, археологи датируют свои находки, прослеживают экономические связи народов и торговые пути, выявляют этнографические признаки культур, судят о нравах, вкусах и моде разных эпох.
Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя и ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы.
Родиной бисера считается Древний Египет. История бисера началась почти шесть тысяч лет назад и в те времена в Древнем Египте его называли «бусра», что в переводе с арабского обозначает «фальшивый жемчуг». По началу изготовление бисера выглядело довольно сложным: из стекломассы вытягивали нить и обвивали ею медный стержень. Далее стержень вынимали и вручную обрабатывали каждую бусинку. Надо ли говорить, что процесс был долгим и трудоёмким, да и стеклянные бусины выходили бесцветными и непрозрачными. Постепенно технологии изготовления совершенствовались, люди научились делать полупрозрачное, прозрачное и цветное стекло.
Настоящий бисер древние египтяне научились делать около 3000 лет тому назад. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.
Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя, где в Александрии научились получать стекло методом выдувания из металлической трубки. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой. После стеклоделием заинтересовались в Италии, Испании, Греции, Франции, Германии и, наконец, Венеции. Венеция после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров.
С начала XIII века именно Венеция становится столицей стекольного мастерства, - секреты венецианского стекла хранятся в большой тайне, а стеклоделы пользуются особым почётом среди дворянства.
Согласно легенде, торговцы, во время своего пути из Африки, остановились на ночевку и развели костер. Камней нигде не было и путешественникам пришлось выложить костер кусками соды. Огонь прогорел всю ночь. Наутро купцы нашли удивительное творение – прозрачное как слеза и необычайно твердое, словно этот удивительный материал был камнем.
С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе веками обрабатывались кораллы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.
С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В XV—XVII вв. наблюдается расцвет искусства венецианских стеклоделов.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI— XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. В Северной Европе процветала торговля украшениями. Бусины из британского агата, которые экпортировались со времен романского завоевания, впоследствии приобрели большую популярность во времена королевы Виктории. В Центральной Европе (Богемия, Моравия) из кристаллов изготавливались великолепные бусины.
В XVI веке достойную конкуренцию Венеции составила Чехия (в прошлом Богемия), где научились изготовлять стекло высочайшей чистоты, благодаря чему появился великолепный богемский бисер: стеклянный, хрустальный, цветной и стеклярус.
Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.
С конца 18в способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.
Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники.
Удивительно, но секреты изготовления как самого бисера, так и техник бисероплетения, оберегались столь рьяно, что лишь в 1704 году выходит первая книга по бисерному делу с образцами (сейчас она хранится в одном из музеев Великобритании), и лишь тогда секреты бисерного искусства стали распространяться по всему миру. В начале XIX века бисер принялись изготовлять с помощью машин и это, к сожалению, снизило не только цену бисера, но и качество бусин.
В Древней Руси тоже занимались изготовлением мелких бус и стеклянных поделок, но настоящее рождение стеклоделия началось уже после монголо-татарского ига, в XVI веке. В то время искусство изготовления качественного бисера ещё не было ведомо славянам, но венецианский и германский бисер очень высоко ценился на Руси, рукодельницы использовали его наравне с популярным в те времена жемчугом и самоцветами.
При Петре I искусству стеклоделия был дан первый толчок: приглашаются заграничные мастера-стекольщики, в Италию посылается для обучения русская молодёжь. И лишь в 1753 году, при горячем участии знаменитого М. С. Ломоносова была построена первая фабрика в Усть-Рудице по производству цветного стекла и бус. Через несколько лет фабрика начинает выпуск бисера и стекляруса, различных брошей и смальт – цветных стёкол для мозаики.
С той поры ассортимент бисерных изделий существенно увеличился: бисеринками расшивают одежды, оклады икон и даже обивку мебели; изготовляют украшения, картины, декоративные панно, скатерти, всевозможные аксессуары – сумочки, закладки для книг, чехлы для зонтиков и трубок, всевозможные предметы обихода.
Искусство бисероплетения полнится разнообразными способами исполнения, таких как вдавливание в воск, вышивка по канве, сажение по бели, вязание крючком, шитьё в прикреп, ручное низание и ткачество. В основном, бисероплетением занимаются в крепостных мастерских и монастырях: дело долгое и упорное, требующее времени и определённых навыков.
В начале XX века появляются целые артели низальщиц: бисерные изделия пользуются большим успехом на ярмарках, и в то время искусные мастерицы обеспечивали себе неплохой заработок.
После того, как на знаменитой ярмарке в Лейпциге, русские бисерные изделия имели грандиозный успех, в Петербурге было решено организовать школу по обучению низанию и вышивке бисером. Появляются фирмы по производству бисерных изделий, в том числе и известная мастерская Н. Ламановой в Москве и Т. Ивановой в Петербурге, чьи работы пользовались успехом на всемирно известной ярмарке в Штутгарте.
К сожалению, последующие империалистическая и гражданская войны надолго приостановили развитие бисерного дела, и его возрождение началось лишь в конце ХХ столетия.
В наше время ассортимент бисерных изделий не столь широк, как в прежние времена, да и в основном это украшения: бусы, колье, серьги, пояса, кулоны, браслеты, герданы и т. д.
Очень популярно изготовление декоративных элементов, таких как оплетённые яйца или вазочки, сетки-сумочки, цветы и миниатюрные пчёлки, жучки, ящерицы, исполненные в виде брошей. Встречаются и картины, панно – изделия редкой красоты, требующие высокой техники исполнения и невероятной усидчивости. Всё чаще бисерные элементы появляются в одежде, сумочках и даже обуви.
Бисер – это то, что можно полюбить всей душой. Попробуйте, и он останется с вами ещё надолго.
Источник https://vk.com/wall-182677816_1