Мы с мамой дома вдвоём. Андрюша в Киренске, учится в первом классе. Папа уехал в город сдать отчёт и навестить Андрея. Мама хлопочет на кухне, я около неё. Вдруг мама говорит:
- Доча, смотри, пальники (тетерева) сели на берёзы. Как их много! Я сейчас схожу до рощи с ружьём, а ты жди меня дома.
- Мама, я с тобой!
- Снег глубокий, ты не пройдёшь. Только время потеряем. Я схожу, а ты сиди вот здесь. Я буду находиться у опушки, в лес углубляться не стану, и ты будешь видеть меня из окна.
Мама надела тёплую шаль, стёганку (у нас её называли стежонка: тёплая куртка из хлопковой ткани на вате, прошитая широкими параллельными вертикальными стежками), валенки, сверху накинула на себя белую простыню для маскировки и вышла на улицу. Я видела в окно, как она осторожно начала продвигаться через снежное поле в сторону берёзовой рощи. Пальники сидели на берёзах, не проявляя признаков беспокойства. Когда она подошла к ним поближе и вскинула ружьё, птицы дружно снялись с веток. Часть из них нырнула в глубокий снег, а часть улетела. Мама пыталась отыскать их в снегу. Увлекшись погоней, она углубилась в лес и скрылась из моего поля зрения.
Я одна в доме, и вокруг никого! Передо мной белое снежное поле и белые холодные берёзы. Где-то за этими берёзами мама. А вдруг она заблудится? В панике я забыла, что заблудиться здесь невозможно: следы на снегу укажут обратный путь... Наспех накинув пальтишко и шапку, не застегнув пуговиц, я выскочила на улицу и не своим голосом закричала:
- Ма-ма!!!
Наверное, я вспугнула последних птиц, спрятавшихся в снегу.
Маме ничего не оставалось, как оставить охоту и выйти из лесу.
Папа в это время приехал в город к бабе Кате. Через несколько минут в дом зашёл Андрюша. Вид у него был обескураженный: его только что укусила собака. Когда Андрюша проходил мимо одного из домов, она выскочила из подворотни и через рукав пальто прокусила его руку. Андрей очень любил собак и никогда не боялся их. Здесь, в городе, он впервые столкнулся с агрессивностью этого животного.
Осмотрели место укуса. На руке была небольшая рана. Пытались выдавить кровь: вдруг собака бешеная. Крови было совсем немного, зато над ранкой поднялся небольшой бугорок подкожного жира. Рану перебинтовали.
Папа взял ружьё.
- Сын, пойдём. Покажешь мне, где эта собака.
Подошли к дому.
-Здесь, - Андрей показал ворота. Вошли в ограду. Собака с громким лаем бросилась на незваных гостей. Папа укрыл сына за своей спиной. В это время из дверей дома на крыльцо вышел мужчина.
-Твоя собака? - спросил папа.
Мужчина кивнул.
Не говоря больше ни слова, папа вскинул ружьё и выстрелил. Второго выстрела не потребовалось.
- Пойдём. Больше она тебя не укусит.
Хозяин собаки за это время не проронил ни слова.
Поступок папы был, безусловно, дерзкий и не укладывался в рамки общепринятых норм. Но его решимость можно было понять. Через два - три дня ему нужно было возвращаться на Калтус, а Андрюша оставался здесь, в городе, в женском обществе бабушки и тёти. Каждый день по дороге в школу и обратно проходить мимо того дома, где его поджидает опасность. Папа не мог оставаться спокойным за сына, он должен был защитить его.