Найти тему
История и её мифы

Кто превратил Парижскую Оперу в бордель?

Балетная труппа Парижской Оперы, основанная ещё в XVII веке, стала первой в мире профессиональной балетной труппой и по сей день остается одной из лучших. В XIX веке труппа задавала тон в мире балетного танца, существенно повысив его уровень и статус. Однако изнанкой этого успеха была жёсткая эксплуатация молодых балерин. И не только на сцене...

Как правило, балерины попадали в труппу, маленькими девочками. Они обучались в школе оперного танца. Лишь по прошествии нескольких лет изнурительных тренировок, сдав все экзамены, не могли занять желанное место в кордебалете.

Посещая занятия и пробуясь на мелкие роли, начинающие балерины часто оказывали услуги интимного характера. Состоятельные ценители прекрасного не упускали удобного случая...

Балерины, балет, Парижская Опера, бордель, проститутки, проституция
Балерины, балет, Парижская Опера, бордель, проститутки, проституция

«Балет..., вроде бара больших гостиниц», - писал Scribner’s Magazine в 1892 году. Журналисты издания отмечали, что состоятельные мужчины покупают абонемент в Парижскую Оперу не ради прекрасной музыки, но ради прекрасных балерин. Это был ключ к удовольствиям, позволявший не только разглядывать молодых женщин, которые танцевали на сцене, но и получать от них интимные услуги за кулисами.

Эдгар Дега (автопортрет)
Эдгар Дега (автопортрет)

Абонемент в Парижскую Оперу был дорогим удовольствием, которое мог позволить себе далеко не каждый состоятельный парижанин.  Достаточно сказать, что известный французский живописец Эдгар Дега, будучи состоятельным и влиятельным человеком, не позволял себе такой роскоши. Он попадал за сцену оперного театра, пользуясь абонементами друзей.

-3

Абоненты Парижской Оперы обладали такой властью, что под них «подогнали» даже архитектуру здания. В 1860-х годах, когда Шарль Гарнье, только проектировал свой театр, он предусмотрел особый вход для держателей абонементов. Кроме того, в здании сделали просторное помещение, называемое фойе де ла Данс. Располагалось оно непосредственно за сценой. Здесь участники балетной труппы разогревались и отрабатывали движения.  Однако, по сути, комната создавалась для удобства абонентов заведения. Фойе стало местом, где богатые владельцы абонементов общались с балеринами, добиваясь их благосклонности.
В то время тело женщины обычно закрывал целый ворох одежды. А костюмы артистов балета были весьма откровенными (хотя и несколько менее обтягивающими, нежели современные купальники и колготки). Абоненты Парижской Оперы проходили за сцену. дабы выразить восхищение приглянувшейся балерине. Благодаря статусу они имели возможность пообщаться с танцовщицами.
«Эпические сцены происходили за кулисами», - писал граф де Моньи, описывавший фойе де ла Данс как место, напоминающее мясной рынок.

Разговор в фойе (Эдгар Дега)
Разговор в фойе (Эдгар Дега)

За кулисами, абонентам заведения организовали нечто вроде мужского клуба. Здесь мужчины заводили нужные знакомства, обсуждали дела и расслаблялись в обществе привлекательных и доступных женщин.
Балерин же фактически принуждали заниматься проституцией. Как правило, танцовщицы не отказывали абонентам, среди которых было множество дворян и крупных финансистов. Именно с них Парижская Опера получала основные доходы.
Абоненты могли подарить, женщине, которую возжелали, роль/партию в балете. А особо несговорчивых балерин нередко «выбрасывали» из труппы. Богатый и влиятельный абонент Парижской Оперы мог вытащить девушку из нищеты, сделавшись её клиентом или «покровителем». Щедрые господа обеспечивали объекту своего желания пристойное жильё и оплачивали индивидуальные уроки балета. Таким образом молодые балерины получали возможность повысить свое профессиональное мастерство и добиться признания публики.
Надо сказать, что интимные связи с богатыми искателями плотских утех часто поощряли матери молодых балерин, нередко навязывая дочерям состоятельных клиентов.
Для многих балерин Парижской Оперы, выросших в бедных семьях, интимные отношения с могущественным богачом были единственным шансом вырваться из нищеты.
Некоторым балеринам все же удавалось добиться профессионального успеха без помощи богатого клиента или любовника, заслужив обожание публики, исключительно благодаря балетному таланту.  Однако даже их зачастую обвиняли в торговле своим телом.