Найти тему

Путешествие к семейским 250 лет назад.

Именно так я назвала для себя визит к семейским в 1772 году, который совершил академик, ученый немецкого происхождения Петер Симон Паллас, и который являлся частью «Путешествия по разным провинциям Российского государства». Путешествие - это было серьёзное, большое, заслуживающее уважения!  Но визит к семейским я позволила себе выделить и именно так назвать, да простит меня великий ученый. 250 лет
этому путешествию исполнится через три года. «Семейским путешествием» в полном смысле это назвать, наверное, было бы не совсем правильно, но тем не менее для этого времени – название такого визита в семейские деревни вполне подходит. Техники в то время не было, шоссейных дорог тоже… Также, как и не было остальных благ цивилизации – будь то авиа- или железнодорожное сообщение – одни дремучие направления сквозь густые леса и непроходимые чащи. Так что в этом плане –  в какой-то степени даже удивительно, что умы видных ученых и больших людей того времени обратили взоры на польских переселенцев-русских старообрядцев, пустивших свои корни в холодной Сибири немногим более 5-ти лет на тот момент. Путешествие по России было совершено по указу императрицы Екатерины II, одной из его задач была оценка природных, людских и экономических ресурсов России.

Екатерина-II
Екатерина-II

Наблюдение за результатом первых лет жизни «польских колонистов» на новом месте, в Забайкалье, позволило П. С. Палласу указать на них как на важную, с хозяйственной точки зрения, группу населения Восточной Сибири. XIX столетие полностью это подтвердило. В дальнейшем все, писавшие о семейских, указывали на их трудолюбие и успехи в хлебопашестве и скотоводстве. В третьем томе своего сочинения "Путешествие по разным провинциям российского государства", — изданного сначала на немецком, затем; в 1788 году, на русском языке, — Паллас дает список селений, в которых водворились старообрядцы, с указанием числа дворов и населения в каждом из них, сообщает также некоторые сведения о хозяйственном быте семейских. В долине реки Чикоя, где поселились первые, прибывшие за Байкал, партии старообрядцев, в Урлукской слободе с принадлежащими к ней деревнями (20 селений) состояло домохозяев — старожилов 244 и новопоселенных (старообрядцев) — 493, в слободе Байхорской и в деревнях ее района (12 селений) — 226 старожилов и 123 новых поселян. В районе реки Хилка в деревне Хилоцкой, или Харитоновой, было около 30 дворов, из которых 2/3 принадлежали старообрядцам, занимавшимся здесь, кроме хлебопашества, успешным разведением гречихи и арбузов. Далее, вверх по Хилку и по впадающих в него небольшим речкам от деревни Паркиной, (состоявшей только из двух дворов), до деревни Сибильдуйской было 22 селения, в той числе деревни Мангиртуйская, Бичурская, Еланская, Красноярская, Буйская, Узколуцкая, Зардаминская, Песчанская, Сохотойская, Малетинская, Катаевская, Кавдабаевская, Кукунская, Катарганская. По притоку Хилка-речке Тунгую и впадающим в него речкам были расположены слобода Мухоршибирь и деревни Кокуйская, Шаралдаевская, Заганская, Харашибирская, Бурдуковская (Хонхолой) и село Никольское. В Мухоршибири было 10 дворов прежних жителей и 15 — новых, переселенцев, церковь и административное учреждение "расправа", в ведении которой состояла большая часть селений, расположенных по Хилку. В Шаралдае (Шарандае) — 7 старых дворов и 12 — польских переселенцев, в Харашибири кроме старожилов было около 50 душ новых колонистов; из них некоторые не успели еще построиться. Деревня Бурдуковская, которая уже в то время стала называться Хонхолоем, состояла из 4 старых и 24 вновь поселенных дворов. Селение Никольское было заселено преимущественно семейскими, которые успели уже построить старообрядческую церковь. Во всех русских селениях, расположенных в долине Хилка, считалось в то время домохозяев старожилов — 450 и вновь поселенных старообрядцев — 350, а всего до 800 домохозяев. В слободе Паргабентей (Тарбагатай) было около 40 дворов и одна православная церковь — Засимо-Савватиевская, построенная в 1744 году. Из 40 дворов 10 принадлежали старообрядцам. К слободе было причислено до 20 селений с 309 коренными и 466 вновь переселенными домохозяевами. В числе этих селении были деревни Бурнашевская, Михалевская, Пестерева, Султуринская, Куйтунская, и др. В Куйтуне было 30 дворов старожильческих и 44 старообрядческих. Здесь П. С. Паллас описывает жизнь старообрядцев села Куйтун, с которыми он познакомился ближе всего. Интересно, что именно тесное общение с куйтунцами побудило ученого отметить деревеньку на своей карте в книге: «Верст за шесть прибыли в деревню Пестереву, дворов с шесть, оттоль в Надеину, дворов десять, проехав переехали два ручейка Улунтуи и Султура, в Куйтун текущие, оттоль в недалеко от вершин Куйтуна находящуюся деревню того же имени, дворов с 30 старожилов, имеющую и 44 польских колонистов, кои по лесистым горам не без малого труда и прилежания, но и не без желанного успеха расширяются. Оне имеют довольное хлебопашество, а жалуются только, что по подлежащим сенокосам не много для скота травы родится, которым напротив того оне уже довольно развелися. … Поляки, чтоб кустоватые и лесистые места сделать пахотными, с чрезвычайным успехом употребляют плуг, коего сошники сделаны на подобие в их земле употребляемой … Стоячей или косой оной сошник наиболее служит для подрезывания попадающихся кореньев, и еще от старых русских мужиков в польских лесистых местах поселившихся выдуман; а прежде поселенные сюда поляки из полуденных польских степных мест оной употреблять думали» (Паллас 1878, 225–226). Не знаю, как вам, друзья – сей рассказ 1772 года, а мне пришелся по нраву – интересно было прочитать о наших сёлах, описанных устами современника первых пришедших семейских, видного ученого и путешественника.

Петер-Симон Паллас
Петер-Симон Паллас

Петер Симон Паллас. 22 сентября 1741 – 8 сентября 1811. Немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник XVIII—XIX веков. Прославился научными экспедициями по территории России во второй половине XVIII века, внёс существенный вклад в биологию, географию, геологию, филологию и этнографию.

Благодарю Вас за внимание!