Красивые речи про оптимизацию всего и вся в бюджетной сфере мы слышим все последние 20 лет. Сельскими библиотеками пользуется мало людей? Оптимизируем. Нет денег на ремонт школы? Оптимизируем. Пара машин скорой помощи иногда простаивают без вызовов? Срочно оптимизируем!
Впервые с оптимизацией по-русски граждане столкнулись в 2005 году. Правительство с молчаливого согласия президента произвело революцию в сфере льгот, заменив натуральные льготы на денежные выплаты, которые очень часто не покрывали расходы льготников. Но память человеческая коротка, с монетизацией потихоньку смирились и сейчас едва ли кто-то вспомнит о массовых протестах тех времен и обвале рейтинга Путина почти в два раза.
Перманентная пенсионная реформа тоже является плодом той самой оптимизации. Каких только схем по оптимизации пенсионных расходов не придумывали в правительстве и пенсионном фонде. Беда только в том, что без дифференциации налогообложения все эти оптимизации остаются перекладыванием денег из одной кучки в другую. При этом в процессе перекладывании все время в эти кучки кто-то да залезает. Ну и главная оптимизация последних лет – повышение пенсионного возраста.
А оптимизация милиции, простите, полиции. Именно результатом оптимизации стала знаменитая фраза «когда убьют, вот тогда и звоните» (или в другой редакции приедем). Старая, советская милиция была не только правоохранительным органом, но и профилактическим. Но профилактику ведь не пощупаешь, в отчеты не запишешь, поэтому – оптимизируем.
Про бесконечную оптимизацию школ я уже писал. Но ведь у нас есть еще и высшее образование, которое тоже оптимизировали. Во-первых создали федеральные университеты, фактически объединив несколько крупных региональных ВУЗов в один суперВУЗ. Ну это на бумаге они должны были быть супер, а вот на деле все получилась как всегда в России. Плюс в сфере науки создание ФАНО и выведение хозяйственной деятельности в сфере науки под крыло данной структуры. Что там с цитируемостью российских ученных? Не очень? Ну ничего страшного, зато они оптимизированы.
Но это еще что. В здравоохранении оптимизация возведена в Абсолют. Оптимизируется все. Зачем нам санитарки? Сделаем их уборщицами! Прекрасная оптимизация. Лечить больных в мелких селах? Это же не выгодно! Срочно оптимизируем ФАПы, путь селяне в город ездят. А еще лучше вообще не болеют. Врачи тратят много времени на прием? Оптимизируем и это. Не успевают? Значит болезнь тяжелая, все равно больному не помочь. Зачем тратить драгоценное время доктора на него.
Самое печальное, что в результате русских оптимизаций происходит что угодно кроме повышения качества жизни и доступности услуг для населения. Внедрение инноваций как всегда сводится исключительно к сокращению финансирования без просчета последствий такого сокращения. Ну а что такого, ведь народ повозмущается и все равно пойдет проголосует за Путина и Единую Россию. А значит все идет как надо. Когда люди наплевательски относятся к своему будущему и настоящему, не стоит удивляться, что так же к ним относится и власть. И не стоит плакать по поводу очередной оптимизации. Мы же сами, вроде как, не против.