Выступать на праздниках, играть в переходах или давать уроки
Многие музыканты воспринимают игру на инструментах как хобби и думают, что денег это не принесет. Я поговорила со скрипачкой, гитаристом и пианисткой. И выяснила, сколько можно заработать на выступлениях, игре в переходах и частных уроках.
Играть на свадьбах и корпоративах
Артистка Пермского театра оперы и балета, скрипачка Веста Вайгель играет на свадьбах и корпоративах. Обычно выступает семь дней в месяц и зарабатывает около 50 000 ₽.
Как вы начинали?
Первый раз выступала на корпоративе. Минусовка включилась на тональность ниже, скрипку не было слышно и пришлось с ходу перестраиваться. Я заработала 3 000 ₽ и получила хороший урок — более тщательно подходить к делу.
В итоге выступаю уже семь лет. За это время куда только не приглашали. Например, играла на проходной завода и на корпоративе в городской думе. Играю разное: классику, рок, джаз, популярную музыку в эксклюзивных аранжировках. Обычно выступаю семь дней в месяц. Больше заказов на праздники: Новый год, 14 и 23 февраля, 8 марта.
Сколько денег нужно, чтобы начать работать?
Самая затратная часть — покупка инструмента. Недорогая скрипка для начинающих стоит 10 000 ₽, но тембр и тон звучания у нее не очень. Действительно хороший инструмент обойдется в 350 000 ₽.
Мне не пришлось тратиться на инструмент: у меня своя японская скрипка, которой более 100 лет. Когда я училась в музыкальной школе, папа купил ее за большие по тем временам деньги.
Так что перед началом работы потратила всего 10 000 ₽, они пошли на обработку минусовок у звукорежиссера. Минусовка — это композиция, в которых отсутствует один музыкальный инструмент. Благодаря ей кажется, что играет целый оркестр.
Сколько можно заработать на свадьбах и корпоративах?
Я беру от 1 000 ₽ до 10 000 ₽ в зависимости от продолжительности выступления и сложности композиций. Например, одна мелодия стоит 1 000 ₽, весь вечер играть на свадьбе — 5 000 ₽. За 10 000 ₽ выступаем вдвоем с мужем, он пианист.
Заработок сильно зависит от сезона, но в среднем выходит 50 000 ₽ в месяц. И хотя моя зарплата в театре меньше, не собираюсь отказываться от второй работы — мне важно творчески развиваться.
Как вы находите клиентов?
Клиентов получаю через знакомых в ивент-агентствах. У них заказывают организацию свадьбы, они разрабатывают программу и приглашают меня для музыкального сопровождения. В нашем городе агентств немного, все музыканты и организаторы праздников знают друг друга.
Еще один канал продаж — моя страница во ВКонтакте. Я ее специально не продвигала, просто добавлялись люди, которые случайно узнали обо мне от знакомых. В итоге из соцсети получаю два-три заказа в месяц.
Стать уличным музыкантом
Гитарист Саша Джемующий десять лет играет на площадях Санкт-Петербурга. Исполняет каверы и авторские песни, за три часа может заработать 2 000 ₽.
Расскажите, как вы начинали?
Сначала я играл в переходе на Электросиле песни моей юности: Nautilus Pompilius, «Кино» и «Агату Кристи». Через переход ходило мало людей и зарабатывать удавалось немного. Потом я узнал о переходе в Купчино, там дела пошли лучше. Так что первое правило такое: чем выше проходимость места, тем больше шансов заработать.
В Санкт-Петербурге основные точки на площадях у метро. Если место уже занято другим музыкантом, то вставать рядом не принято. Я стараюсь так не делать, особенно если играю с аппаратурой — важно друг другу не мешать.
Сколько денег вы потратили на старте?
Много зарабатывают музыканты с хорошей аппаратурой и акустикой, без нее тебя просто никто не услышит — город очень шумный. Для выступлений потребуется колонка, инструмент и микрофон, все вместе стоит 30 000–50 000 ₽.
Желательно, чтобы вся эта аппаратура была на аккумуляторах или батарейках. Но можно сделать конструкцию из усилителя и колонки в одной коробке, ее подключают к автомобильному аккумулятору. Все вместе обойдется в 25 000–40 000 ₽.
Сколько можно заработать, выступая на улице?
За 2,5–3 часа я зарабатываю в среднем 2 000 ₽. Некоторые прохожие могут дать и 1000 ₽, и 5000 ₽, но чаще кидают монеты и купюры по 50 ₽ и 100 ₽. Монеты без проблем обмениваю в супермаркетах, им мелочь всегда нужна.
Я играю авторские песни, которые сочиняю вместе с женой. Поэтому зарабатываю в два-три раза меньше, чем исполнители кавер-версий популярных песен — публика любит известные мелодии.
Делят ли музыканты между собой территорию?
В последнее время на улицах стало больше музыкантов, поэтому случаются конфликты из-за мест. Обычно они происходят в центре города, где желающих играть много.
Чтобы координировать действия и не мешать друг другу, мы с коллегами создали общий чат. В него приглашаем уличных музыкантов из Санкт-Петербурга. Если хотите попасть в чат, обратитесь к ребятам, которые играют на Владимирской, Сенной или Василеостровской площадях.
Стать репетитором
Елизавета Симонян играет на фортепиано с пяти лет. В 15 лет начала давать частные уроки. Сейчас на репетиторстве зарабатывает 25 000 ₽ в месяц.
Как вы начали работать?
В 2014 года руководитель хора, в котором я пела, предложил учить его ребенка игре на фортепиано. Сейчас я даю уроки вокала, игры на фортепиано и теории музыки.
Размещаю объявления на сайтах по поиску репетиторов, в Санкт-Петербурге подойдут «Профи.ру» и «СПБрепетитор». В тексте указываю образование и опыт работы, можно выбрать желаемый район города.
Сколько вы зарабатываете как репетитор?
В самом начале зарабатывала 4 000 ₽ в месяц. Сейчас репетиторство — мой второй заработок, в зависимости от занятости выходит 20 000–25 000 ₽ в месяц.
Стоимость урока зависит от педагогического стажа, образования, категории. От какой суммы отталкиваться, каждый решает индивидуально. У меня одно занятие стоит от 800 ₽ до 1500 ₽. Например, постановка голоса — 800 ₽ за час, разовый урок продолжительностью два часа — 1 500 ₽. Это средние цены по Санкт-Петербургу, в Москве они выше.
Еще на цену влияет место проведения урока: у вас дома или у ученика. Я, например, езжу к ученикам на личном автомобиле, поэтому к стоимости добавляю 300–400 ₽.
Какой совет вы могли бы дать начинающим репетиторам?
Важно определиться с возрастом учеников. Не все могут одинаково хорошо обучать взрослых, детей и подростков. Я бы рекомендовала на старте учить и детей, и взрослых, и в процессе определиться. В целом важно вырабатывать собственную методику преподавания, находить авторские приемы — за это ценят репетиторов.