...Хая говорила, что к сорока годам человек начинает осознавать: как одиноким он родился на свет, так одиноким и уйдет. И держала на книжной полке фотографию птички неведомого вида, с тоскою глядящей через окно на большой мир за стеклом. Птичка была славная... А жизнь Хая прожила долгую и прекрасную. Но всему приходит конец.
В последнюю неделю жизни, которую стремительно съедала агрессивная болезнь, Хая часами лежала на больничной койке, отвернувшись к стене. Ни редкие посетители, ни даже дочь - мужественная женщина, не умевшая выразить словами свою нежность к матери - не знали, в сознании она или нет.
Для некоторых визитеров в свою последнюю неделю Хая была без сознания всегда. Этих, скорее всего ни в чем неповинных перед ней, но почему-то утомивших за годы общения людей, она не удостаивала даже скупым приветствием, пользуясь правом умирающего расходовать последние крохи жизни по своему усмотрению. По счастью, большинство из них так никогда и не догадалось о последнем обмане. Да, Хая всегда была своенравна.
Позже, уже в бреду и настоящем беспамятстве, перед тем, как отплыть в мир иной, Хая звала чаще всего двоих - Анну и Петеньку... Только боги могли привести к ней в эти дни Анну - еврейскую певицу с рубленным профилем деревянной гравюры, гортанным голосом и интонациями французского шансонье... Она уже несколько лет жила в земле обетованной. Что Хая хотела от нее услышать перед отправлением? Бог весть...
А Петеньке - гениальному застенчивому художнику, с которым Хаю когда свела работа, звонить не стали... Родные постеснялась побеспокоить боготворимого творца с изменчивым и чуть изумленным лицом внезапно постаревшего ребенка... Ну в самом деле, он же великий, страшно занят... Да и помнит ли Хаю - бог весть... Неудобно как-то беспокоить своими печалями.. А Петенька бы точно пришел... Ну не мог такой человек не прийти... Кабы знал... Хая, думаю, на него всё же не в обиде - она это знает. Теперь.
А то так вот подходишь к финалу - и тебе нужны только два человека. Из всех тысяч, с кем ты был по жизни. И этих двоих нет рядом.. И шансов обнять на прощанье - никаких...
Хая была старше меня на целую жизнь. И почему-то решила взять меня под своё покровительство. Бог знает, что она разглядела тогда в 20-летней девчонке... В последние месяцы Хая пыталась мне рассказать о жизни то, что, по её мнению, было важно. Вероятно, ей казалось, что успела недостаточно, чтобы отпускать меня в самостоятельное плаванье. Да... С каким удовольствием я бы с ней сейчас поговорила!
Я удостоилась хаиного прощания. Обняв, она спросила со всей серьёзностью : « Я тебя разочаровала, девочка?..» «Конечно, нет, Хая.. О чем ты...» - с трудом выдохнула я, ещё не понимая, о чем идет разговор.
А вот к сорока годам все же начинаешь осознавать....За окном дождь, серый и шуршащий. На подоконник села ворона и мудрым хаиным взглядом заглянула ко мне в комнату. Здравствуй, птица!
Не ищите совпадений с реальностью. Все похоронено во тьме лет. Да и не было никогда по написанному... Берегите себя и близких. Ну а автору - лайк, шер и подписка, если хотите чаще встречаться. Следующая история будет веселее, обещаю!