В октябре 2017 года на российские экраны вышел провокационный фильм Франсуа Озона «Двуличный любовник». Картина была неоднозначно, в основном негативно, встречена критиками, в том числе журналистами «Кино-Панк». Сегодня «Любовник» в отличном качестве и бесплатно доступен на электронных площадках, а наш журнал пытается переосмыслить темы любви и секса, поднятые Озоном.
В центре сюжета молодая женщина, которая живет со спокойным, внимательным и деликатным мужем. Однажды она замечает, что её муж в рабочее время гуляет с другой женщиной, носит другой костюм и поднимается в незнакомое здание. Проследив за ним, она оказывается в кабинете психиатра. Психиатр объясняет, что он брат-близнец её мужа и немедленно хочет её всю, и так, как этого еще никто не делал. Поддавшись соблазну, она возвращается домой, где муж ей объясняет, что никакого брата у него нет. Она снова идет к психиатру и вновь попадает в сексуальное приключение.
Один из главных новаторских приёмов Озона, раскрытых в этом фильме, - гипероткровенность. Показано всё: и участки тела, которые показывать неприлично, и позы из древних индийских книжек, и всякие нехорошие выделения, и инструменты для неспокойного вечера. Кажется, что режиссер заводится вместе со зрителем, ближе к кульминации он даже меняет мужчину и женщину местами и приглашает под одеяло к героям еще одного персонажа.
Через призму отношений Озон рассуждает об одиночестве и неидеальных мужчинах. Героиня любит и уважает своего мужа, но не может смериться с его скромностью и стеснительностью. Выключая в спальне свет, она ждет льва, а является объевшийся домашний кот. Она привязывается к так называемому брату-близнецу мужа, потому что у него нет правил, он не боится сделать больно, но видит в нём только животное. К тому же её беспокоят колющие боли в животе, а любовники и доктора разводят руками, не зная, чем помочь, принимая редкие жалобы за глупые женские капризы.
В 2017 году, после просмотра перечисленного калейдоскопа на большом экране, «Кино-Панк» сделал вывод, что некогда неплохой режиссер Франсуа Озон пытается найти новые пути для входа в мир независимого кино, но выбирает не те дороги, потому что фестивальное жури не удивят голые тела. Эти размышления оказались неверны. Европейские кинематографисты с радостью приняли Озона в круг избранных и даже вручили ему серебряного медведя за следующий фильм «По божьей воле», рассказывающий о священниках-педофилах.
Ради справедливости, стоит отметить, что «Двуличный любовник» плох не во всем. Интересно реализованы сцены снов и фантазий героини, которые плотно граничат с её повседневной жизнью. Сегодня, в 2019 году, этот прием популярен, а тогда два года назад единственным примером похожего построения истории был фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бёрдмэн».
«Двуличный любовник» - удачная попытка слегка ослабить веревки дозволенного, еще на сантиметр выглянуть за рамки. Аудитория становится всё менее восприимчивой, а режиссеры изобретают все более изощренные сюжеты. Вероятно, еще через несколько лет, вспоминая материалы прошлого, об этом фильме придётся написать: «Какое же это было безобидное, милое кино!»
P.S.
В одном из пунктов для российского зрителя «Двуличный любовник» до сих пор остаётся шокирующим фильмом. Работая простой смотрительницей музея (девушкой на стульчике), главная героиня каждый раз отдает за приём у психиатра €150 (11 тысяч рублей).