Найти в Дзене
#книгобзор

Замятин и роковой дедлайн

Коротко о том, как эпическая тетралогия об Атилле стала небольшой повестью, и что именно мы потеряли со смертью Замятина... «Бич Божий» — второй, неоконченный роман Евгения Замятина о закате Римской империи, работа над которым велась в период с 1928 по 1937 год. Исследователи отмечают, что замысел произведения был самым амбициозным и масштабным проектом Евгения Ивановича. Сюжет произведения рассказывает о детстве и юности Атиллы, которого отправляют заложником в столицу Римской империи. Повествование строится на параллелях и антитезах и, по своей сути, сосредоточено на противопоставлении «живущего» мира варваров с Востока и «умирающего» цивилизованного мира Запада. В 20-х годах Евгений Замятин уже признанный мастер слова: автор нашумевших повестей и рассказов, член правления «Издательства писателей в Ленинграде», его пьесы с успехом ставятся в советских театрах. «... буду продолжать начатую еще осенью большую повесть. А может случиться - переверну этот материал в пьесу - в трагедию
Коротко о том, как эпическая тетралогия об Атилле стала небольшой повестью, и что именно мы потеряли со смертью Замятина...

«Бич Божий» — второй, неоконченный роман Евгения Замятина о закате Римской империи, работа над которым велась в период с 1928 по 1937 год. Исследователи отмечают, что замысел произведения был самым амбициозным и масштабным проектом Евгения Ивановича.

Сюжет произведения рассказывает о детстве и юности Атиллы, которого отправляют заложником в столицу Римской империи. Повествование строится на параллелях и антитезах и, по своей сути, сосредоточено на противопоставлении «живущего» мира варваров с Востока и «умирающего» цивилизованного мира Запада.

В 20-х годах Евгений Замятин уже признанный мастер слова: автор нашумевших повестей и рассказов, член правления «Издательства писателей в Ленинграде», его пьесы с успехом ставятся в советских театрах.

«... буду продолжать начатую еще осенью большую повесть. А может случиться - переверну этот материал в пьесу - в трагедию. Тема меня очень занимает: столкновение гибнущей, одряхлевшей римской цивилизации и варварского, молодого Востока - гуннов»
Из письма Замятина Ярмолинскому | 11 марта 1925 года
-2

К 1928 году Евгений Иванович заканчивает работу над трагедией в 4-х действиях «Атилла» о нашествии варваров на одряхлевший Рим. А в 1929 году без ведома автора в пражском журнале в обратном переводе с английского печатается роман «Мы», запрещённый в СССР цензурой.

Под этим предлогом разворачивается широкая и яростная травля Замятина как писателя: произведения перестают печатать, из библиотек изымают его книги, постановки снимаются с репертуаров, останавливается выпуск собрания сочинений, а наполовину срепетированного «Атиллу», уже заявленного на афишах, не допускают к премьере.

«Пьесу Е. И. Замятина я считаю высоко ценной и литературно и общественно. Ценность эту вижу в том, что гунны во главе с Атиллой идут крушить Рим, как государство, фабрикующее рабов. Нахожу также, что героический тон пьесы и героический сюжет ее полезен - как нельзя более - для наших дней, когда мещанство шипит все более громко»
(с) Максим Горький о пьесе «Атилла».

Обстановка для Евгения Ивановича становилась настолько невыносимой, что в отчаянии он пишет письмо лично Сталину, в котором, объяснив ситуацию, просит разрешить ему с женой выезд за границу. С 1932 года Замятин жил в Париже, не отказываясь от советского гражданства и не оставляя надежд о возвращении на родину.

-3

За рубежом Евгений Иванович писал воспоминания о знакомых ему писателях, работал над киносценариями для заработка, но, главным образом, был занят историческим повествованием «Скифы». Согласно архивным материалам, замысел произведений состоял из четырёх частей: I. Империя и он; II. Дневник историка Приска; III. Бич Божий; IV. Судьба. Венец. Однако закончить автор успел только первую часть, которая сегодня издаётся в виде повести «Бич Божий».

«Западная культура, поднявшаяся до таких вершин, где она уже попадает в безвоздушное пространство цивилизации, - и новая, буйная, дикая сила, идущая с Востока, через наши, скифские, степи. Вот тема, которая меня сейчас занимает, тема наша, сегодняшняя - и тема, которую я слышу в очень как будто далекой от нас эпохе»
(с) Евгений Замятин о замысле «Скифов»

Отношение к нему в СССР начало теплеть. В 1934 году, когда его заочно приняли в СП СССР. В 1935 году Замятин уже участвовал в работе Антифашистского конгресса в защиту культуры в составе советской делегации. В 1936 году он готовился к работе над второй частью исторической эпопеи. А в 1937 году Евгений Иванович умер от разрыва сердца.

Законченную первую часть «Скифов» впервые опубликовали в Париже в 1939 году. Сразу после выхода в прессе появились рецензии, очень высоко оценившие последнее, незавершённое произведение Замятина. В СССР роман впервые опубликовали только в 1988 году, в журнале «Человек и природа».

«Еще летом 1936 года он говорил о том, как отчетливо представляется ему вторая часть «Атиллы» и как быстро он ее напишет. Многочисленные заметки, отрывки, варианты и сцены позволяют судить о глубине и размахе этого замысла: тут и картина Константинополя, и. описание Рима и Византии, и изображение гуннов и славян, и психологические портреты им­ператоров, полководцев и поэтов»
Марк Солоним о романе "Бич Божий" | Из вступительной статьи к изданию.

Читали ли вы это произведение, какие остались впечатления? Оставляйте ваше мнение в комментариях. Ставьте лайки, если понравилась статья и делитесь материалом с друзьями. А ещё не забудьте подписаться на канал, чтобы ничего интересного не пропустить.

Ждут вашего внимания:

Некрасов и вопрос без ответа | Статья | О том, почему главный труд Николая Некрасова сократился вдвое и так и не был издан отдельным изданием при жизни автора...

Записки русской классики | Часть I | О том, как Гоголь сходил с ума, Тургенев охотился в деревне, а Толстой проигрался в Петербурге...

Петля | Рассказ | Я сидел на полу и курил. Не помню, как закурил. Не помню, чтоб вообще сюда приходил...

-4