В моей педагогической практике встречаются разные ученики. В целом их возраст колеблется от 3 лет до 55.
Этот пост я пишу для родителей, настоящих или будущих. Очень много вопросов мне задают по поводу того, как воспитывать в ребенке музыкальность.
Я сразу негативно реагирую на просьбы сделать из ребенка ЗВЕЗДУ эстрады, особенно, когда последний стоит рядом, сосет леденец и, хлопая глазами, еще не представляет, что родители уже за него все решили. Я берусь только за то, что называется взрастить в ребенке музыкальность. Несомненно, музыка - это особенный мир, понимая который, человек значительно расширяет свой кругозор, палитру чувств и эмоций. Каждый второй человек на земле мечтает петь. Человек, который хорошо поет, всегда восхищает окружающих. Ему хотят подражать. Неудивительно, что многие родители хотят, чтобы их ребенок пел.
У кого-то есть средства для индивидуальных занятий в частных школах, и это неплохо.
Но сейчас я хочу рассказать о том, что вы можете сделать абсолютно бесплатно, чтобы развить в ребенке музыкальность.
Дома, на улице, где угодно. Занятия с педагогом позволят максимально развить ребенка, но вы тоже можете внести огромный вклад. Заложить определенную базу и преумножить "природу" голоса.
Начнем.
1. Начинать музыкальное развитие ребенка следует как можно раньше. Даже до его появления. Почему? Потому что музыкальность - это очень интуитивный ресурс, основанный на чувствах и фантазии. Интуитивность в музыке нужно взращивать. Начните с себя. Как?
Прививая себе хороший музыкальный вкус и развивая правильные привычки. Обратите внимание на то, как вы говоритев семье и с окружающими вас людьми? Это несет в себе определенную музыкальность. Развивайте спокойный грудной тембр, привычку разговаривать мягко и неторопливо, на "улыбке". Вырабатывайте вкус к хорошей музыке.
2. Во время внутриутробного развития малыш слышит удары вашего сердца, они его успокаивают и дарят ему покой. Но ребенок способен слышать и то, что звучит за пределами мамы.
Поэтому чаще разговаривайте с ребенком, слушайте музыку, желательно схожую по темпоритму с биением сердца. Слушайте классическую музыку, джаз и блюз. Вообще, в любом музыкальном жанре есть отличные композиции, не ограничивайте себя. Но умейте фильтровать. Ограничьте себя от прослушивания агрессивных и депрессивных напевов.
3. До формирования стойкого навыка говорения, ребенка можно и нужно развивать. Покупайте детские музыкальные инструменты, пусть ребенок в процессе игры их изучает. Пусть они станут для него понятными и знакомыми. Пусть в вашем доме чаще звучит хорошая музыка. Важно самим формировать плейлист, сказать "нет" музыкальным телеканалам, где эфир гонится не за качеством, а скорее за популярностью. Пусть ребенок слышит разные проявления голоса.
Здесь бы я хотела остановиться подробнее.
Никто не любит детский плач или капризы. Крики и стоны.
Но вы должны понимать и взять ответственность за то, что запрещая из раза в раз ребенку выражать свои эмоции посредством крика, плача, капризов или громкого смеха, вы обрекаете его на зажатость голоса, отсутствие тонуса диафрагмы, "сонливость" резонаторов, отвечающих за звонкость и силу голоса.
Ко мне приходят люди, которые страдают от зажатости голосового аппарата, невозможности громко выразить свои чувства, невозможности петь. И почти каждый (!) говорит, что в детстве ему запрещали громко смеяться, плакать или иногда вредничать. Что в итоге? Резонаторы не работают, стоит огромный мышечный и психический блок. Это исправляется тяжело и долго, а иногда исправить это практически невозможно. Без свободы голоса человек не может качественно петь.
Поэтому организуйте воспитание ребенка так, чтобы, воспитывая его дисциплинированный и скромный характер, вы не зажали ему голос.
Это очень и очень важный момент!
4. Основой пения является дыхание. Это уже не новость.
Сразу после рождения все младенцы дышат животом. Это является наиболее правильным типом дыхания, так как полностью наполняет легкие, задействует диафрагму. Позже дыхание у девочек переходит наверх и формируется как грудное. Для вокала этот тип дыхания нежелателен. Поэтому, постарайтесь заметить этот момент, отследить его и продолжить формирование правильного певческого дыхания. Предложите ребенку представить себя бочкой, которая при вдохе наполняется и раздувается в стороны. Так же предложите ребенку лечь на спину, положите на его животик любимую книгу сказок (не слишком тяжелую) и покачайте книгу вместе с ее персонажами на воображаемых качелях, вверх и вниз, при вдохе надувая живот. Если вы будете внимательны и усердны, вы сделаете ребенку и его будущему педагогу по вокалу большое одолжение,так как сформируете правильное и устойчивое глубокое дыхание.
5. Развивайте подвижность мимики и артикуляции. Учите ребенка улыбаться с зубами, петь на улыбке, широко открыв рот. Пусть ребенок развивает подвижность мышц лица с помощью кривляний, подражаний. Вы не представляете, как тяжело научить людей петь с правильно отрытым ртом. Но это необходимо. Не будет у вокалиста полетного, звонкого, направленного звука без правильно открытого рта и тонуса лицевых мышц.
Отследите момент, когда ребенок начнет замыкаться и стесняться. Он начнет улыбаться с плотно сомкнутыми губами. Вот здесь вы должны проявить всю свою фантазию и находчивость, чтобы приучить ребенка показывать зубы. Даже если они растут не слишком ровными. Улыбка и прикус могут меняться, а мышечная память остается.
То же самое касается подвижности языка. Просите ребенка дотянуться языком до носа, потом до подбородка. Говорите детские скороговорки. Делайте артикуляционные маски на гласные.
Это подарит вам хорошую, четкую дикцию.
6. Приучайте ребенка дифференцировать звуки. Во время прогулки играйте в игру "Что я слышу?". Попросите малыша рассказать вам, что он слышит на улице. Пусть он научится различать звуки и озвучивать их. Попытайтесь изобразить те звуки, которые вы слышите.
Это очень легкая и увлекательная игра поможет развить музыкальный слух.
7. Подражайте звукам животных. Животный мир музыкально богат и щедр. Изображайте мяуканье кошки, мычание коровы, кряканье утки, блеянье овцы, пение кукушки и петуха, лай собаки.
8. Слушайте музыку с полиритмией. Латиноамериканскую музыку, джаз, индийскую музыку, мантры. Это все убережет вашего ребенка от формирования так называемого ритмического шаблона. Подарит ему ритмическую свободу.
9. Особенностью дошкольного и раннего дошкольного возраста является игровая форма обучения. Все имеет больший прогресс, если преподносится в форме легкой игры. Помните, что большего роста в музыкальной работе с ребенком вы достигнете, если будете предлагать непродолжительную игру (максимум 7-10 минут), при этому возвращаясь к ней изо дня в день. Будьте гибкими. Если ребенок не настроен активно петь или кривляться, предложите ему спокойный игры. Не настаивайте на определенной игре, а старайтесь увлечь.
10. Пойте детям колыбельные. Это то, что согревает сердце ребенка на всю жизнь.
Пожалуйста, родители, обращайте внимание свое на то, что у всех разная природа. Не делайте из ребенка кого-то, кем бы ВЫ хотели его видеть. Дайте ему свободу, при этом неустанно вкладывая в его развитие. Развитие не обязательно ограничивается денежными возможностями. В этом посте я рассказала вам о способах развить музыкальность, вкладывая максимум внутренних ресурсов: любви, души и гибкости, и при этом вкладывая минимум денежных средств.
Будьте последовательны и терпеливы. Ваша главная задача - сохранить и преумножить природные данные вашего ребенка.
И помните, вы делаете самое важное дело на свете, воспитывая и формируя личность! Успехов