Буквально несколько дней назад по всем белорусским СМИ прошла новость: камера фиксации скоростного режима на улице Орловской в городе Минске зафиксировала движение электросамоката со скоростью 75 км/ч.
В Минске на камеру скорости попал… самокат. Насколько он смог разогнаться?
"Что это было?" - задались вопросом многие. Самокат двигался по проезжей части дороги наряду с автомобилями, не уступая им в скорости, нарушая ПДД и вызывая всеобщее удивление.
Как относиться к произошедшему? Поскольку нынешние правила предполагают, что электросамокаты должны передвигаться по тротуарам или велодорожке, то что будет, если обычные велосипедисты или пешеходы повстречают такого "призрачного гонщика"?
Да, безопасность пешеходов окажется под большим вопросом.
С экранов телевизоров ситуацию прокомментировали в ГАИ.
"Подготовлены изменения в законодательство, которые в ближайшее время вступят в силу, - отметил официальный представитель УГАИ МВД Станислав Соловей. - Электросамокат может развивать скорость до 25 километров в час, а иногда гораздо больше. Планируется, что пользователи устройств, которые развивают скорость до 25 километров в час, будут приравниваться к пешеходам. Более мощные устройства с электродвигателями уже будут приравниваться к мопедам либо мотоциклам, на которые нужно водительское удостоверение, техосмотр и страховка".
Сразу остановимся на фразе про "до 25 километров в час, а иногда гораздо больше". В Сети предлагается огромное множество различной техники на электроприводе. Бывает и такая.
Это значит, что инициатива ГАИ обязать водителей электросамокатов иметь в/у, проходить техосмотр и оформлять страховку коснется немалой части техники.
Но насколько в данный момент осуществимы такие идеи? Мы спросили у специалистов.
На вопросы ABW.BY о готовности и возможности прохождения такими электросамокатами технического осмотра ответил заместитель начальника управления УП "Белтехосмотр" Алексей Мартынчик:
"О заявлении ГАИ мы слышали из средств массовой информации. С нами ГАИ это не обсуждала. В целом здесь есть много разных моментов как технического плана, так и правового. Для начала нужно определить технический процесс такого действия как техосмотр, заказать различные исследования - по каким критериям мы будем определять безопасность транспортного средства, если электросамокаты, развивающие скорость свыше 25 километров в час, приравнивать, допустим, к мопедам. Этим занимаются в том числе специализированные институты и иные компетентные учреждения. Вот допустим, как разместить самокат на тормозном стенде, который предназначен для колес радиусом минимум R12? Он там "утонет", стенд не предназначен на проведение таких измерений. В электросамокатах нет тормозных колодок, там торможение осуществляется при помощи электротяги. И какие критерии тут учитывать, в настоящий момент никто не знает. Поэтому сначала нужны исследования представленных на рынке самокатов, а потом надо выработать технические требования по их безопасности, внести изменения в законодательную базу. На данный момент человек на электросамокате - это пешеход, а не водитель. Какие у него ограничения по скорости? Никаких, никто не запрещает пешеходу двигаться со скоростью не выше каких-то значений. Поэтому, как только нам поручат проработать вопросы прохождения ТО электросамокатами, мы примемся это делать и разрабатывать соответствующую документацию и технические требования".
Возможностью страхования электросамокатов ABW.BY поинтересовался у заместителя генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Сергея Рабецкого:
"В настоящее время законодательство в области страхования предусматривает перечень транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию. Это транспортные средства, предназначенные для дорожного движения и подлежащие государственной регистрации. Допустим, комбайн не предназначен для дорожного движения, а значит, и не является объектом обязательного страхования...
Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь
149. Для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяются следующие основные термины и их определения:
транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию, - грузовые, легковые и грузопассажирские автомобили, тягачи, автобусы, троллейбусы, трамваи, квадрициклы (мотоколяски), мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, автомобили специального назначения (санитарные, пожарные и другие), тракторы (в том числе транспортные средства, созданные на базе перечисленных), колесные самоходные одноковшовые погрузчики, автогрейдеры, самоходные машины для содержания и ремонта дорог (за исключением землеройных машин), транспортные средства Вооруженных сил Республики Беларусь, применяемые для обеспечения хозяйственной деятельности в порядке, установленном правовыми актами Министерства обороны, прицепы и полуприцепы к этим механическим транспортным средствам, подлежащие государственной регистрации и используемые в дорожном движении на территории Республики Беларусь, шасси грузовых автомобилей, прицепов к ним, грузопассажирских автомобилей, тягачей, в том числе произведенные в Республике Беларусь и доставляемые потребителю или к месту государственной регистрации своим ходом, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Республики Беларусь для временного пользования (далее в настоящей главе - транспортные средства)…
... Как видим, в списке ТС, владельцы которых должны страховать свою гражданскую ответственность, есть и мопеды. Если к мопедам будут приравниваться и электросамокаты с определенными критериями (скорость, например, более 25 километров в час), то тогда на них и будут распространяться требования Положения, а значит, страховка будет необходима, как и другим участникам дорожного движения. Все приспособления для передвижения, которые не вписываются в эти критерии, не могут быть признаны транспортными средствами, участвующими в дорожном движении, и должны руководствоваться нормами для пешеходов".
Да, прогресс не стоит на месте, последнее время в Беларуси появилось много различных технических новинок - электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и прочие. Технические характеристики некоторых из них делают из "пешехода" не такого уж и пешехода в прямом понимании. Особенно если человек на таком средстве передвижения мчится со скоростью, сравнимой с автомобильной.
Законодательство не всегда поспевает за таким активным развитием техники, поэтому мы и сталкиваемся с такими случаями, как на улице Орловской в Минске.
И все же иного выхода, чем законодательно оперативно отзываться на актуальные тенденции, здесь нет. Ведь, как известно, в наше время, чтобы стоять на месте, надо бежать изо всех сил. А чтобы двигаться вперед, надо бежать вдвое быстрее.
Евгений ГРАЧЕВ
Фото из архива ABW.BY и открытых источников, использованы в качестве иллюстрации
ABW.BY
Материалы по теме:
"Эвакуировали автомобиль без понятых. Так можно?" ABW.BY комментирует видео читателя