Самый большой страх, после потери здоровья и пенсии, - лишиться заработанного жилья. В Татарстане идёт эксперимент по изъятию квартир под предлогом аварийности. Эксперты предупреждают: это может коснуться каждого.
В республике реализуется программа расселения аварийного жилья. В отличие от всех других регионов России (кроме Архангельской области) вместо аварийной квартиры дают не жилье метр в метр, а компенсацию в 11 тысяч за квадратный метр. Это четверть от средней стоимости «вторички» в республике. То есть вместо квартиры за эти деньги можно купить только гараж.
Да и аварийным жилье признают не по заключению экспертов, а по решению суда, которое не учитывает даже экспертизы, говорящие, что дом простоит ещё 50 лет. Это делается для того, чтобы люди не могли отказаться от переезда, как они могут сделать, например, в случае московской реновации.
Несогласных выселяют принудительно, с помощью батальона приставов. Одну из выселенных пенсионерок в Зеленодольске прямо с выселения увезли в реанимацию.
Справка:
В соответствии с республиканской программой было предусмотрено паритетное финансирование из республиканского бюджета, выкуп по цене 20700 рублей, реализация квартир по ипотеке для расселенных за 27000. Однако 5 млрд руб. финансирования со стороны Республики Татарстан, заложенные в первой (согласованной) редакции программы, исчезли, финансирование во все годы велось за счёт в основном федеральных средств.
Посмотрите и другие публикации на нашем канале:
Финансирование программы:
Фондом реформирования ЖКХ - 4 ЗЗ4,707 млн рублей;
Из бюджета Республики Татарстан 5 441,966 млн рублей.
Общий объем финансирования Программы
9 776,67З млн рублей (из Постановления №681).
В то же время большая часть из 5 млрд руб. фактически выделена не была.
Мы ездили в Зеленодольск, где программа реализуется наиболее масштабно. Там аварийными были признаны 300 домов в центре города - половина существующего жилого фонда. Часть домов жителям удалось вывести через суд. Осталось около 190 домов, из них около 160 на сегодня расселены и сносятся. Исторический район Полукамушки, который должен быть отреставрирован, постоянно горит. Мы видели эти дома с обгоревшими вторыми этажами, говорили с людьми. Люди плачут, - рассказывает председатель регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Рушания Бильгильдеева. - На это тяжело смотреть, но эта практика коснется ещё многих. Сейчас аварийными признаются 2-3-этажные кирпичные дома с железобетонными или деревянными перекрытиями до 1960 г. постройки включительно. Это «сталинки» и «хрущовки». В новую программу расселения вошло ещё более 80 домов в районах республики. Цена компенсации - около 13300 рублей. То есть люди, среди которых пенсионеры, малоимущие - фактически останутся на улице. Однако у жителей есть возможность это изменить - выбрать депутатов, которые будут защищать интересы людей.
В 2019 году депутаты Госсовета РТ практически полным составом отклонили законопроект, предусматривающий для расселяемых возможность выбора нового жилья метр в метр. Вслед за этим правительство Татарстана утвердило новую программу с мизерной компенсацией. Пока там 80 домов. Но список может быть дополнен.
Депутаты Госсовета не имеют полномочий отменить пенсионную реформу, но вполне в их власти было не делать такого же убийственного для стариков шага - не лишать их единственного жилья, - говорит общественный защитник, журналист, кандидат в депутаты Госсовета РТ по Сайдашевскому округу (Зеленодольск) Юлия Файзрахманова. - Я не чиновник, и пока не депутат. Но мне уже удалось помочь бабушке Марфуге Гадиевой из Зеленодольска не остаться на улице. Об этой истории узнали по всей России: в 2019 году моя петиция (change.org/Marfuga) против выселения на улицу 93-летней труженицы тыла ВОВ Марфуги Гадиевой набрала 315 тысяч голосов. После этого Следственный комитет РФ возбудил расследование, а Совет по правам человека при Президенте РФ приехал в Казань и Зеленодольск и принял отрицательную резолюцию в отношении программы. Марфуга Гадиева напомнила мне моих эби, поэтому я помогла ей. Сейчас принято решение, что ей предоставят квартиру. Я могу помочь и другим людям, выселенным на улицу или в ипотечную кабалу, будут добиваться парламентского расследования и пересмотра выкупной цены. Также буду добиваться пересмотра программы для того, чтобы владельцы «хрущовок» не остались на улице. Это грозит сейчас многим. Для этого я иду на выборы. В мой штаб в Зеленодольске люди уже принесли почти 3 кг заявлений о нарушении их прав. Это не только жители Зеленодольска, но и Высокой горы, Чистополя, Заинска, Булгара. Среди людей, пострадавших от программы, сегодня самые необеспеченные, социально уязвимые, среди них ещё одна труженица тыла ВОВ, мальчик инвалид-параолимпиец с мамой Гузель Карповой, инвалид- ветеран труда Зайтуна Короткова…
Собственников жилья в городах Альметьевск, Зеленодольск, Заинск, Чистополь, Бугульма, в Высокогорском районе города Казань приставы насильно выселяли, исполкомы районов и городов сносили собственность аварийщиков, и никто по сей день не был наказан и ни на кого не заведено уголовное дело. Судебные приставы, ОМОН до сих пор выселяют из квартир по решению суда прямо на улицу. Половина людей, вынужденно подписавшая договор займа, сейчас не имеет возможности платить за ипотеку, и в ближайшие полгода может быть выселена на улицу. Если не остановить это сейчас, практика жёсткого выселения коснется всех, кто мечтал спокойно жить в своих ещё не старых домах.