Найти тему
Любовь Гурбо

«Живи и помни»: мощная книга vs скомканный фильм

Кадр из фильма «Живи и помни» (2008)
Кадр из фильма «Живи и помни» (2008)

Посмотрела на днях экранизацию хрестоматийной повести Валентина Распутина «Живи и помни». Режиссёр — Александр Прошкин, выпуск — 2008 год. Неплохой фильм, но это один из тех примеров, которые убеждают, что нужно всё-таки обращаться к первоисточникам.

Если бы до просмотра z не читала книгу, то внутренняя жизнь героев фильма, вся подноготная их отношений, мотивы их поступков — всё это осталось бы закрыто от меня как от зрителя. На поверхности была бы просто история одной несчастной, загнанной в угол женщины, у которой не было другого выхода, как покончить собой. Если в книге самоубийство беременной Настёны воспринимается как акт самопожертвования ради спасения мужа-дезертира, то в фильме лично я рассматриваю её смерть как бегство от безысходности.

А всё почему? Потому что событийная канва в кино воспроизводится более-менее полно и последовательно, а вот внутренние конфликты не визуализируются. Недаром в повести приводится столько диалогов Настёны и Андрея, описываются их сны, воспоминания. Это очень важная часть повествования, которая, собственно, и позволяет читателю понять логику действия персонажей, их мотивацию и т.д. Герои ведь постоянно возвращаются мыслями в прошлое, когда они по сути-то и были счастливы, но не знали цену этому счастью, всё им чего-то не хватало. А теперь-то вот у них, казалось бы, есть для счастья всё, только оно словно украденное, счастье вне закона. И муж, и жена заходят в тупик, не столько бытовой, сколько психологический, просто у каждого этот тупик свой, особенный. Таким образом, в книге проблематика поднимается на более высокий уровень, а в фильме, где всей внутренней логики не видно и её можно попытаться восстановить лишь по редким обрывочным фразам, ситуация остаётся на бытовом уровне.

В этом контексте однозначная трактовка финала в экранизации выглядит совсем уж радикально: мы видим, как 20 лет спустя Андрей всё ещё живёт отщепенцем на берегу Ангары и несёт своё проклятие — помнит всё, что он совершил, и несёт бремя этой памяти и угрызений совести. В книге же финал открытый: Андрей при звуках опасности ударяется в бегство в тайгу, его дальнейшая судьба нам остаётся неизвестна, и непонятно даже, узнает ли он когда-нибудь о смерти Настёны.

Кстати, интересно, что сам призыв "живи и помни" отсылает нас к высказыванию В. Астафьева:

"Живи и помни, человек. В беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания: место твоё – с твоим народом – всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается ещё большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя".

Резюмирую: читайте, друзья, читайте.