Четыре сотни лет грузинская столица – город Тбилиси – находилась в руках чужеземцев. Конец власти иноверцев решил положить грузинский царь Давид IV Строитель.
Царь Георгий II, отец тогда ещё принца Давида, вынужден был отречься от престола в пользу своего шестнадцатилетнего сына. Став правителем Грузии, Давид принял страну в довольно плачевном состоянии: большая часть её исконных территорий была потеряна — там властвовали иноверцы, а экономика была напрочь подорвана постоянными набегами турок-сельджуков.
В 1099 году Давид перестал платить дань сельджукскому султану, чем фактически вернул Грузии независимость, приблизив, впрочем, угрозу мусульманского вторжения. К счастью Давида империя сельджуков тоже переживала времена междоусобиц.
Этой неурядицей в стане врага юный царь воспользовался для того, чтобы создать дисциплинированную и боеспособную армию. Поскольку на территории его государства проживало не так много людей, он заключил династический брак с дочерью хана кыпчакской орды — это позволило Давиду переселить в Грузию до 40 тысяч семей, от каждой из которых он получил по одному воину.
Кахети, Эрети, Рустави, Гиши, Лори — эти и другие места смог отвевать у сельджуков Давид IV вплоть до 1118 года. Грузинское войско практически вплотную подошло к Тбилиси — главной цели военного похода.
День решающего сражения за Тбилиси всё приближался: по свидетельствам историков, Давид был в силах взять город, однако не делал этого, поскольку ждал, пока к нему подойдёт огромное сельджукское войско. Талантливый полководец, Давид готовился к битве очень основательно: он просчитал маршрут, которым пойдет армия мусульман, и готовил там настоящую засаду. У него действительно были основания переживать за исход сражения, поскольку, судя по записям современников, Ильгази смог собрать «превеликое племя». Его армия — историки оценивают её численность примерно в 250 тысяч человек — имела куда более широкие планы, чем покорение Грузии: Ильгази намеревался разделаться со всем христианским миром на востоке — то есть подчинить также Иерусалим и Антиохию.
План грузинского царя был довольно прост, но от этого не менее эффективен: он заманил войско сельджуков в узкие проходы между горами, и решил атаковать их, лишенных маневренности, именно там. Как нельзя лучше для этого подошли дидгорские теснины, через которые как раз и пролегала дорога к Тбилиси.
Главное сражение в истории Грузии — а именно таким дидгорскую битву считают многие — началось 12 августа 1121 года с хитрого маневра царя Давида. Он специально послал в стан врага несколько сотен грузинских рыцарей, которые якобы хотели сдаться на милость противника. В итоге сражение началось как раз с диверсии этих рыцарей: они неожиданно достали оружие и вырезали первые эшелоны мусульманского войска, после чего отступили к заранее подготовленным позициям. Пятидесятитысячная армия царя Давида вступила в неравный бой с в несколько раз превосходящим её по силам противником.
Сражение закончилось настоящим разгромом сельджуков — сам Ильгази, тяжело раненый в голову, едва успел спастись бегством. От его армии практически ничего не осталось: в панике те немногие, кто уцелел, разбежались, часть из них попала в плен. Так Давид IV освободил Тбилиси и сразу же перенёс туда столицу своего государства.