В своей прошлой статье я рассказывал о погружении на затонувший железобетонный док в Чёрном море. Ссылку на неё и фотографии вы сможете найти в конце статьи.
Итак, мысленно перенесёмся в холодные осенние месяцы 1941 года. Немецкие войска продвигаются в глубь полуострова Крым. 4 ноября враги захватили Алушту, 7 ноября - Ялту. Гитлеровские войска рвутся захватить Керченский полуостров, который у них стоит на втором месте после Севастополя. К этому моменту в Керчи продолжается эвакуация материальных ценностей на Таманский полуостров. Для этих целей используется любое плавсредство, которое может держаться на воде.
Спешно с Камыш-Бурунской аглофабрики демонтируется оборудование. Для перевозки ценного груза решено использовать железобетонный док. Так как он не был самоходным, то для его буксировки назначен ледокол Торос.
Помимо основного груза, на судно грузят товары из местных магазинов. Среди них швейные машинки, посуда и другие ценности.
9-го ноября 1941 года суда, подверглись атаки с воздуха. В результате попадания авиабомбы, железобетонный док развалился на 2 части. Первая часть затонула мнгновенно, вторая была отнесена течением ближе к берегу. Именно эту часть я и обследовал.
Первое что бросается в глаза среди обломков, это части парового котла. Две больших цилиндрических «бочки» лежал практически на поверхности. Одна из них до сих пор закреплена металлическим тросом к частям дока.
Похоже части котла были прикреплены ближе к краю борта. Именно поэтому после кораблекрушения они оказались доступны для обследования. Неподалёку от частей котла лежит огромная шестерёнка. Скорее всего это часть какого-то оборудования с железорудной фабрики.
При обследовании судна обнаружилась вот такая сетка. Что именно это было не известно. Возможно часть груза или же часть самого судна. Если есть мысли на этот счёт-пишите в комментарии.
Сквозь обломки и торчащую арматуру, я пробираюсь дальше в глубь обломков. Неожиданно среди всего хаоса о разбросанных обломков я замечаю до ужаса знакомый мне силуэт.
Естественно, такая находка меня очень заинтересовала и я стал тщательно обследовать территорию вокруг. Помимо этого грузовика, рядом оказали останки ещё нескольких автомобилей.
При детальном обследовании шасси, стала известна модель и марка грузовиков. Ими оказались ЗиС 5 и Газ АА. Это легендарные «трёхтонка» и «полуторка». В общей сложности, я насчитал на дне пять останков грузовиков. Все они разукомплектованы. Сложилось впечатление, что сразу после войны местные жители Открутили нужные в хозяйстве части. Так вокруг останков мною не были обнаружены колёса, радиаторы, а так же кузовное железо. Головки блока цилиндров так же были сняты. Я не думаю, что во время войны в порту стали бы грузить разобранные машинокомплекты.
Среди грузовиков встретилась бочка. Возможно это был прицеп или же она была установлена в кузове одного из автомобилей.
Думаю, под железобетонными обломками можно найти много всего интересного. По информации из достоверных источников, на второй части дока, которая затонула в нескольких километрах от обследуемого мною объекта, лежит паровоз... Но это уже тема для другой статьи. Ну а другие фото с этого объекта можно увидеть тут.