Найти тему
Военные Путешествия

Груз затонувшего судна времён ВОВ

В своей прошлой статье я рассказывал о погружении на затонувший железобетонный док в Чёрном море. Ссылку на неё и фотографии вы сможете найти в конце статьи.

Итак, мысленно перенесёмся в холодные осенние месяцы 1941 года. Немецкие войска продвигаются в глубь полуострова Крым. 4 ноября враги захватили Алушту, 7 ноября - Ялту. Гитлеровские войска рвутся захватить Керченский полуостров, который у них стоит на втором месте после Севастополя. К этому моменту в Керчи продолжается эвакуация материальных ценностей на Таманский полуостров. Для этих целей используется любое плавсредство, которое может держаться на воде.

То ли груз, то ли часть судна
То ли груз, то ли часть судна

Спешно с Камыш-Бурунской аглофабрики демонтируется оборудование. Для перевозки ценного груза решено использовать железобетонный док. Так как он не был самоходным, то для его буксировки назначен ледокол Торос.

Проходная того самого Железорудного комбината
Проходная того самого Железорудного комбината

Помимо основного груза, на судно грузят товары из местных магазинов. Среди них швейные машинки, посуда и другие ценности.

Ещё один непонятный механизм
Ещё один непонятный механизм

9-го ноября 1941 года суда, подверглись атаки с воздуха. В результате попадания авиабомбы, железобетонный док развалился на 2 части. Первая часть затонула мнгновенно, вторая была отнесена течением ближе к берегу. Именно эту часть я и обследовал.

Части большого парового котла
Части большого парового котла
Рыбы облюбовали это место
Рыбы облюбовали это место

Первое что бросается в глаза среди обломков, это части парового котла. Две больших цилиндрических «бочки» лежал практически на поверхности. Одна из них до сих пор закреплена металлическим тросом к частям дока.

Трос надёжно крепит котёл уже более 75 лет
Трос надёжно крепит котёл уже более 75 лет

Похоже части котла были прикреплены ближе к краю борта. Именно поэтому после кораблекрушения они оказались доступны для обследования. Неподалёку от частей котла лежит огромная шестерёнка. Скорее всего это часть какого-то оборудования с железорудной фабрики.

Станок оброс ракушками до неузнаваемости
Станок оброс ракушками до неузнаваемости

При обследовании судна обнаружилась вот такая сетка. Что именно это было не известно. Возможно часть груза или же часть самого судна. Если есть мысли на этот счёт-пишите в комментарии.

-8

Сквозь обломки и торчащую арматуру, я пробираюсь дальше в глубь обломков. Неожиданно среди всего хаоса о разбросанных обломков я замечаю до ужаса знакомый мне силуэт.

Именно в таком ракурсе я впервые увидел этот объект
Именно в таком ракурсе я впервые увидел этот объект
Этим объектом оказалось шасси грузовика
Этим объектом оказалось шасси грузовика

Естественно, такая находка меня очень заинтересовала и я стал тщательно обследовать территорию вокруг. Помимо этого грузовика, рядом оказали останки ещё нескольких автомобилей.

Ещё один грузовик по близости
Ещё один грузовик по близости

Задняя часть рамы с мостом
Задняя часть рамы с мостом

При детальном обследовании шасси, стала известна модель и марка грузовиков. Ими оказались ЗиС 5 и Газ АА. Это легендарные «трёхтонка» и «полуторка». В общей сложности, я насчитал на дне пять останков грузовиков. Все они разукомплектованы. Сложилось впечатление, что сразу после войны местные жители Открутили нужные в хозяйстве части. Так вокруг останков мною не были обнаружены колёса, радиаторы, а так же кузовное железо. Головки блока цилиндров так же были сняты. Я не думаю, что во время войны в порту стали бы грузить разобранные машинокомплекты.

Автомобильный мост, зажатый обломками дока
Автомобильный мост, зажатый обломками дока

Среди грузовиков встретилась бочка. Возможно это был прицеп или же она была установлена в кузове одного из автомобилей.

Бочка среди частей грузовиков
Бочка среди частей грузовиков

Думаю, под железобетонными обломками можно найти много всего интересного. По информации из достоверных источников, на второй части дока, которая затонула в нескольких километрах от обследуемого мною объекта, лежит паровоз... Но это уже тема для другой статьи. Ну а другие фото с этого объекта можно увидеть тут.