Википедия (как главный источник знания в сети) говорит о здании старого вокзала следующее:
...До наших дней здание сохранилось в неизменном виде, кроме исчезнувшей одноэтажной пристройки слева.
Так ли это?
Нет.
Мы считаем, что здание вокзала было включено в архитектурный ансамбль города дважды — в имперское (с 1869 года) и в советское (с 1976 года) время.
Советское осмысление ушло вместе с советским режимом, но и имперское не вернулось: получился непонятный гибрид, неприятный глазу человека.
Именно это корень упадка привокзальной площади и здания вокзала.
Имперское осмысление площади
Сохранилось изображение Таганрогского вокзала еще на стадии строительства. Еще не построены балконы здания, это самый первоначальный вариант из всех имеющихся:
Позднее появляется пристройка слева. Но общая подача здания не меняется долгие годы.
В сети пишут, что была и постройка справа, дескать она утрачена. Однако ни одного изображения с этой постройкой не нашлось, и была ли она вообще — вопрос:
В сети вообще много глупостей про это здание написано. Рассмотрим две из них:
По описанию научного сотрудника музея Е. Новиченко — Выстроенное здание вокзала отличалось своеобразной архитектурой. «Здание вокзала интересно с архитектурной точки зрения. Оно выполнено в так называемом «кирпичном» стиле — одного из направлений в эклектике, получившем распространение в 70-80 годах 19 века. Приверженцы «кирпичного» стиля в своих сооружениях подчеркивали непосредственную красоту строительного материала, а именно облицовочного кирпича. Для построек иного стиля характерен полный отказ от использования штукатурки, применение полихромной кладки, напоминающей узоры вышивки крестом.
На самом деле, здание вокзала не относится к кирпичному стилю. С самого своего появления здание планировалось штукатурить:
И оно было штукатурено долгое время:
Еще одно описание, и снова с ошибками:
Огромную роль в развитии таганрогской архитектуры 1870-1900-х годов сыграло построенное в 1869 году двухэтажное здание таганрогского железнодорожного вокзала (автор, к сожалению, неизвестен). Оно является наиболее ранним общественным сооружением, построенным в Таганроге в рациональном «кирпичном стиле»: без применения штукатурки, с использованием мотивов узорчатой кладки на фасаде (илл. 213-217). Протяженный корпус здания вокзала отличался симметричным построением с двумя боковыми ризалитами, в которых размещались вокзальные службы, и находящимся в центральной части первого этажа сквозным залом ожидания, имевшим выходы на привокзальную площадь и перрон. В архитектурном облике вокзала, который но те временам превосходил по своей красоте и размерам даже столичные, можно отметить тесное переплетение элементов барокко с классицистическими и ренессансными формами. Лейтмотивом его декоративного убранства являются полукруглые очертания оконных и дверных проемов. Входы располагались в одном из ризалитов и в центре фасада; над ними были устроены балконы с ажурным витым ограждением.
Во-первых, снова ошибочное упоминание о отсутствие штукатурки. Во вторых — указание на неизвестное авторство. На самом деле архитектор известен — это был Сергей Загоскин, о котором мы рассказывали тут.
Революция и гражданская война, оккупация города на излете империалистической войны и оккупация нацистами не сказывается на понимании площади.
В 1948 году разбирают деревянный навес перронов и торцевой площадки, исчезает центральная и левая входная арка (вместо них — окна):
А затем происходит архитектурное переосмысление.
Советское осмысление площади
В 1976 году площадь реорганизуют.
Здание вокзала к тому времени утратило шпили, центральный вход и крытые перроны. Уже открыт Новый вокзал, большая часть поездов переведена туда. Площадь перестает быть сосредоточием людей.
На первый план выносится памятник-паровоз:
Не просто так высаживаются перед знанием тополя и упрощаются оконные рамы. Меняется вся композиция в целом: теперь у нас площадь Январского Восстания, паровоз революции доминанта пространства, а позади лишь оттеняющий главный элемент композиции вокзал.
Вокзал из главной постройки площади превращается во вспомогательный элемент. Если смотреть на здание в таком ключе, то обретают смысл достаточно непонятные элементы (например полукруглая надпись Вокзал, упрощенные окна, отказ от восстановления навесов перрона и т.д. ).
Даже сейчас мы встречаемся "около паровоза", а не у вокзала — слишком близко поезд к зданию, что бы мы его выделяли в отдельный элемент. Пространство между вокзалом и локомотивом не ощущается как площадь.
Площадь теперь формируется вокруг связки вокзал+паровоз. Это видно по тому, как меняется ракурс на открытках:
Одна архитектурная композиция сменилась другой, ничего плохого в этом, казалось бы, нет.
Куча-мала. Перестройка и упадок
Но жизнь не так проста. В 1980−1990-е происходят следующие события:
- Композиция приходит в упадок (т.к. никто её не поддерживает в должном виде: обветшали элементы вокзала, высохла и облупилась краска на паровозе, выросли разрослись деревца перед зданием).
- В целом коммунистические идеи отступают: переименовываются улицы (типа Свердлова — Александровская), утрачивается интерес к рабочему движению, красные выходят из моды. На слуху все больше разговоры о том, как жалко юнкеров, что сгорели в печах, чем о славном становлении Советской Власти. Коммунистический угар сменяется угаром хруста французской булки.
- Формально оказывается, что здание вокзала и паровоз — разные памятники (да, в одном документе объявленные, но разные, под разными номерами и т. д.)
Это уничтожает советскую композицию. Но возврата к имперскому пониманию площади не происходит: вместо этого «осколки» общей композиции начинают самостоятельную жизнь, деля одну площадь, но не будучи единым ансамблем.
Вокзал считается памятником регионального значения (принят под охрану решением Малого совета Ростовского облсовета № 301 от 18 ноября 1992 года). Это классное здание, последний вокзал К. Х. А. ж. д. и всё такое, но...
Выглядит оно недоделанным, каким то не таким. Сказываются накопившиеся ошибки и реконструкция семидесятых.
Здание ощущается недоделанным, пустым и брошенным. Поэтому и в нулевые перемены не ведут к лучшему. Здание оказалось не у дел, и остается не у дел до сих пор. Поэтому никакие вложения средств, ремонты и попытки открыть музей не срабатывают:
Тоже самое происходит и с паровозом.
Обрезанный (без тендера) и ободранный (без лестниц, узлов паровой машины, стекол) паровоз не ощущается как памятник техники: смотреть на него не очень любопытно.
Но и как памятный символ он утрачивает смысл: мы не ощущаем себя сопричастными к тем январским событиям. Паровоз становится из элемента агитации просто памятником:
Сравним Таганрогский паровоз с такими же (т.е. с паровозами серии Э) памятниками в других городах:
В глаза бросается отсутствие тендера. И в оригинальной композиции это не вредит — продолжением паровоза служит здание вокзала.
В композиции 1976 года паровоз неотрывно связан с вокзалом.
Таким образом единый ансамбль «здание вокзала + паровоз» развалился на два несвязанных памятника: памятник-паровоз и памятник-здание.
Ансамбль на карте
Так происходит «схлопывание» пространства.
Изначально площадь у нас Ярмарочная.
Это большая, но не шибко ухоженная площадь, все же напрямую связана с жизнью вокзала:
В 1976 году уже много лет работает Новый Вокзал. Церкви давно уже нет, а вместо торговых рядов стадион. Это меняет конфигурацию площади:
Перестройка и упадок 90-х ломают композицию 1976 года, но не создают новую взамен. Энтропия растет. Вокзал, как более старая и ценная постройка такой же объект первого плана как и паровоз. И все это на крошечном пятаке.
Жизнь не любит пустоты, поэтому в авральном порядке пространство сжирается: пробрасывают дорогу, строят киоски и т. д.
А в конце концов на оставшееся пустое место втыкают часовню:
Наглядно
Классический вариант площади. Ок, выглядит круто:
Советский вариант площади. Ок, все на своих местах (если держать в голове, что это площадь Январского Восстания, мы гордимся паровозной атакой):
Современный вариант. Не ок:
Ваще не ок, вокзал какой кривой и недоделанный:
Ваще не ок: паровоз короткий, как будто обрезанный, без всяких прикольных штучек, за которые цепляется взгляд:
Что делать?
Городу нужен грамотный, талантливый и болеющий душой архитектор.
Городу нужны грамотные управляющие, а не современная власть.
Это должны быть люди, заинтересованные и кровно связанные с успехом города как культурной и курортной столицы Юга РФ.
Не проходимцы, стремящиеся урвать свой кусок, но думающие и эффективные люди, чьи интересы совпадают с интересами города.
Такое местное управление, если когда-нибудь будет собрано, должно решить, какая конфигурация площади более выгодная.
Если это дореволюционный вариант, где здание вокзала главный элемент композиции, то следует восстановить те незначительные мелочи, что были утрачены за последние сто лет: шпиль, форму остекления, вход в подвал, деревянные навесы перрона. Паровоз перед зданием вокзала следует оснастить тендером, обновить и сдвинуть в сторону (например туда, где сейчас ходят маршрутки или в сквер где стоят киоски).
Если это советский вариант, то следует вернуть целостность композиции: привести в порядок площадь, обеспечить возможность наблюдать правильный вид и поддерживать территорию в порядке. В таком случае паровоз не следует оснащать тендером и сдвигать: но вокзал придется отреставрировать в любом случае.
Возможно, правильный какой-то компромиссный путь, не очевидный любителям.
Вне зависимости от выбранного пути реставрации, придется привести в порядок площадь, убрать ларьки и восстановить перрон. Придется, вне зависимости от варианта, убрать часовню на своё законное место. Расположить её слева от путей, около крытого перрона станции.
Но пока у нас в управлении мясники искусствам не обученные. Поэтому жрите киоски на площади, часовню перед зданием и паровоз без тендера.
Нужна огромная воля, знания и мозги, что бы это место расцвело.
Такая вот беда.
PS.
Фотографии из сети, большая часть взята у скиф-тага.
P. P. S.
Скорее всего, большой соблазн возникает обвинить автора в искажении фактов: можно сказать, что вот, в 19 веке здание белили а площадь была грязная и забитая. То ли дело советский ансамбль.
Или напротив, сказать о том, что советский стиль убог сам по себе и памятник-паровоз не имеет право на жизнь. Вот в Империи то...
Тут следует понимать, что мы говорим не про архитектурные частности.
Советская композиция и правда веет советским союзом (а как иначе то), но она скомпонована. Это специфическая, но связная, приятная картинка. Да, пропитанная красной агитацией, да, излишне выпуклая и навязчивая. Гость площади должен гордится бравыми красногвардейцами, взявшими вокзал, и не шибко любить период мерзкого царизма (включая архитектуру, поганых юнкеров и другие пережитки).
Имперская композиция и правда была более простой чем советское видение ситуации, площадь правда бывала в упадке и т. д. Но это, опять же, была связанная композиция, со своими плюсами и минусами.
Современное же пространство площади сжато до ничтожных размеров. Композиция не существует настолько, что старинное здание позапрошлого века стоит без использования, платформы вокзала ущербны, а пространство перед зданием используется практически как базар. Это архитектурное фиаско. И именно про это статья, а не про то, какой подход к формированию площади лучше.
Любой из подходов к площади на голову выше того, что есть сейчас.