Найти в Дзене
Папка в кубе

Мой ребенок ругается матом. Кто виноват и что делать?

Оглавление

Настал тот самый момент, когда из уст старшего (5 лет) робко, но смачно, вылетело первое велико-могучее <censored>. Рука, повинуясь внутреннему позыву под названием "ща я научу тебя, мелкий ты засранец", очертила в воздухе дугу, и в тот момент, когда между ладонью и пятой точкой карапуза оставались считанные сантиметры, я произнес сам себе: "Спокуха, мужик! Давай разберемся."

Итак, ребенок ругается матом. Кто виноват и что делать...

Для начала, естественно, не паниковать и не преувеличивать. Первые попытки - это ещё не заядлая ругань портовых грузчиков времён Великой депрессии. Это попытка попробовать новые инструменты выражения собственных эмоций и манипулирования окружающими. Вспомните, как заискивающе-оценивающе смотрит ребенок на вас, когда что-то делает впервые. Особенно, когда пятой точкой чует, что за это может огрести знатных люлей по той же самой пятой точке. И от того, как окружающие среагируют на этот инструмент зависит то, как малыш к нему отнесётся. Примет ли на вооружение в свой арсенал или же отправит пылиться на антресоль как кривое ружье, которым проще попасть в собственную ногу.

Но все по порядку.

Кто виноват.

Да ясен пень! Соседский обалдуй Вася, гроза местной песочницы... Тетя Маша, которой на кассе пробили лишний пакет. Привокзальный алкаш NoName, бурно обсуждающий с коллегами проблемы инфляции в виде повышения цен на портвейн три семёрки в ближайшей тошниловке. Короче, любой источник децибелов, откуда в уши непорочного создания залетело первое оно самое. А вот и нет. Мат окружает нас. Это факт. Как окружает алкоголь в виде кардона бутылок в любом продуктовом. Как окружают сигареты в виде груды бычков, заботливо уложенных мимо урны какими-то свиньями. Как окружают лужи после дождя... Окрашенные лавочки весной... Повышение пенсионного возраста... Да много чего, что нам может не нравиться, что мы можем оценивать, как "зло", но в то же время, с чем нам так или иначе приходится мириться, поскольку не в наших скромных силах это искоренить. То есть речь идёт не о чьей-то гипотетической вине, на которую так просто навесить причины всех своих невзгод, а о собственной ответственности по обработке того негатива, которого мы не в состоянии физически устранить.

Первое и самое важное, что мы в состоянии сделать - это сформировать свое отношение. Позитивное и созидательное.

Позитивное отношение к мату? Да ты, дружок, походу, вконец с рельсов съехал. Не спешите, всему свое время.

Вот, собственно, мы и подошли ко второму вопросу.

Что делать.

Для начала, не надо замалчивать свое отношение. Если родители не дают однозначной оценки - ребенок сам ее с легкостью сформирует. Возможно, в этом ему поможет обалдуй Вася, гроза местной песочницы. Главное, не переборщить. Активное "думай так" в какой-то момент вызовет у ребенка открытое противопоставление, о чем он поспешит доложить вам, используя весь свой накопленный словарный запас. Старинный дедовский подзатыльник? Я не сторонник рукоприкладства. С одной стороны, да, образцово-показательная трепка способна заставить ребенка что-то делать либо что-то не делать. Но как вы думаете, что лежит в основе этого? Осознание своей неправоты? Как бы не так... Страх. О, как это удобно, когда ребенок живёт в страхе, не так ли? Во всем слушается. Убирает за собой посуду. Засыпает по команде. Приносит пульт от телевизора. Тихо всех ненавидит и молча вынашивает планы, как собрать всех в одном месте и сжечь... Пардон, последний пункт должен был быть сноской мелкими буквами...

"Мне это не нравится, и я так не делаю." Спокойно и уверенно. Вот, что способно выжечь на долгие годы в сознании ребенка отношение к чему-либо. Не обезличенное "ай-ай-ай" и "фу-фу-фу". А именно твердое, уверенное "Я" послание. А дальше- простая логическая цепочка: "Я хочу быть большим. Хочу быть как батя. А батя не ругается. Только когда совсем полный <cens..." )))) Помните - позитивное и созидательное отношение. Позитивное - потому что не отрицает существование, не прячется, не скрывается, а четко, однозначно и уверенно определяет - нет, пардоньте, это не мое. А созидательное - потому что служит однозначным стержнем, вокруг которого формируется восприятие ребенка окружающего мира. Свое восприятие. Вокруг нашего стержня.

Пока это работает. Был ли я прав - дети покажут. Всем добра)