Со школьной скамьи нам знакомы друзья солнца русской поэзии А.С. Пушкина по лицею: их было немного — Пущин, Кюхельбекер, Малиновский, Дельвиг, — но дружбу они пронесли через всю жизнь, у многих — достаточно короткую. И первым из всех ушёл Антон Антонович Дельвиг. Ему было всего 32.
Несмотря на «бесценного» Пущина, Дельвиг Александру Сергеевичу, как он сам однажды признался, был ближе всех. Возможно, их, потомков иноземцев, сроднила истинная, беззаветная любовь к России — и хоть в жилах их текла не совсем русская кровь, каждый из них мог с гордостью повторить слова Екатерины Великой: «Я больше русскою была, чем многие, по крови вам родные».
Предки Антона Дельвига были обедневшими лифляндскими баронами, но преданность России, любовь к национальной культуре были их семейной традицией. Ведь даже во время обучения, несмотря на разносторонние интересы, Дельвиг тяготел к изучению русской литературы и знал её значительно лучше однокашников.
Да и свои творческие опыты он проводил в направлении русской идиллии и народной песни.
Вся его недолгая жизнь, окинутая беглым взглядом, может показаться ленивой и флегматичной. Действительно, поначалу он у многих создавал такое впечатление, но лишь только с Дельвигом начинали общаться более близко, понимали — его несуетливость связана с огромной добротой его сердца: он не выносил любых насильственных действий, чего бы они ни касались.
После окончания лицея Дельвиг меняет несколько мест работы, однако жизнь его полностью подчинена литературе. Он формирует вокруг себя некую культурную атмосферу, которая сплачивает многих писателей.
Так, женившись на юной красавице Софье Салтыковой, он вместе с супругой открывает в своём доме литературный салон, где частыми гостями становятся Баратынский, Языков, Жуковский, Плетнёв, Пушкин. Анна Керн вспоминает, что Дельвиги были радушными хозяевами, а Антон Антонович обладал великолепным чувством юмора.
Помимо того что сам сочинял стихи, Дельвиг активно занимался издательским делом. При его участии выходят в свет альманахи «Северные цветы» и «Подснежник», «Литературная газета». А спустя несколько лет появляется и его собственный сборник «Стихотворения барона Дельвига», где он существующие поэтические жанры осмысливает в народном стиле, разбавляя славянским фольклором и раскрывая таким образом красоту русской души.
Однажды в «Литературной газете» Дельвиг печатает стихи Казимира Делавиня, которые, по мнению властей, были недозволенными, в результате чего у поэта случается серьёзный разговор с шефом жандармов графом Бенкендорфом.
Тот усиленно следил за периодическими изданиями, и Дельвиг был не первым, кем он оказался недоволен. Разговор, в котором Бенкендорф пригрозил ссылкой, называют официальной причиной смерти Дельвига. Сразу после него поэт слёг с нервным заболеванием, которое осложнило воспаление лёгких.
Правда, как всегда, есть и неофициальная версия. И по ней в безвременной кончине Дельвига виновата супруга, которая не отличалась скромным нравом. Якобы, вернувшись домой, поэт застал Софью в объятиях кавалера.
Последовала некрасивая сцена, и жена обвинила Дельвига в том, что он не уделяет ей достаточно внимания, поэтому она вынуждена искать его у других. Это-то и подкосило его окончательно.
Так ли всё было на самом деле, неизвестно. Однако Софья уже через две недели после смерти супруга получила первое предложение руки и сердца — от М.Л. Яковлева. Ему она отказала, а вот Сергею Боратынскому, с которым у неё был роман ещё при жизни Дельвига, — нет. Они обвенчались через полгода.
Антон Дельвиг не был новатором в поэзии, не был и её солнцем. Однако некоторые его стихи положены на музыку и до сих пор живут в виде романсов, самый известный из которых «Соловей».