Найти тему
Raven Story

Вспоминая героев melodic hard rock'a. Prt. 17

Итак, возвращаемся в 1984 год, самый его конец. Q5 откатали свой первый и, как позже выяснится, последний короткий гастрольный тур. Впереди были, пусть и довольно туманные, но все же перспективы сделать европейский тур, где Q5 были бы хедлайнерами, тем более, что обстановка более чем соответствовала. Если в родных для группы штатах "Lonely Lady" еще получила какую-никакую, но радио ротацию, то со "Steel the Light" дела обстояли, прямо скажем, не очень. В то время песни, длиной более трех с половиной минут считались не радиоформатными и редко пропускались в эфир, а "Steel the Light" длилась больше шести минут. Делать из длинных песен укороченные "радиоверсии" стали гораздо позже, поэтому перспектива трека на радио была практически нулевая. Однако стараниями Кена Киннера, который занимался делами группы, удалось пристроить трек на несколько радиостанций, где он, впрочем, получил весьма ограниченный эфир, и после нескольких прогонов окончательно пропал с радиоволн. Таким образом, не смотря на весь потенциал, делать "Steel the Light" радиохитом никто не горел желанием.

Гораздо веселее дело обстояло в Европе, где на такие условности, как продолжительность композиции, вообще никто не смотрел. И где в свое время диджеи впервые получили, пусть пока еще небольшую, но возможность ставить в эфир композиции не только малоизвестных групп, но и вовсе какие-то случайные демо, непонятно как к ним попавшие. Позже это станет "хорошим тоном" и в штатах, и многие группы именно так получат путевку в жизнь. Поэтому и "Lonely Lady", и "Steel the Light" отлично себя чувствовали в радиоэфирах Европы и Британии, а сами Q5 неожиданно обзавелись довольно серьезным количеством поклонников. И не удивительно, что именно туда были направлены взоры как самих участников группы, так и Кена Киннера, который с достойным упорством пробивал для коллектива европейский тур, доказывая "Альбатросам", что из Q5 вполне может получиться группа, с которой, в последствии, будут ассоциировать и сам лейбл. По большому счету, на "Albatross Records" и сами понимали, что парней нужно двигать и после недолгих обсуждений дали добро. И когда все было практически решено, в ход событий снова вмешался случай.

Хочешь повеселить богов хард-рока, расскажи им о намечающемся туре. Эту истину Q5 прочувствовали в полном объеме, когда накануне начала турне, ударник Гэри Томпсон угодил в больницу, выбыв минимум на полгода. И это было не весело. Нужно было решать - или искать сессионщика, с которым в срочном порядке разучивать и репетировать материал, либо переносить тур на неопределенный срок. Кстати, и в первом случае, сроки тура сдвигались. И здесь впервые в группе возникли разногласия относительно того, в какую сторону двигаться. И если Джонатан К. и Рик Пирс обеими руками были за тур, то более спокойный Роуз предлагал вновь осесть в студии и записать второй альбом, и уже с более достойным багажом прокатиться как по Европе, так и более углубленно по Штатам. Однако, в этот раз все разногласия быстро сошли на "нет", поскольку Роуз пользовался большим авторитетом, да и Киннер его в этом случае поддержал. Таким образом дальнейший путь был выбран, европейский тур переносился на неопределенный срок и группа вновь отправляется в студию, где приступает к работе над своим вторым полноформатником.

И вот здесь происходит то, что в то время происходило со многими приличными группами. Возможно когда-нибудь по этому поводу напишут монументальную работу, которая, наконец, объяснит - почему в то время группы с таким упоением наступали на одни и те же грабли.

В своем интервью, приуроченном к перевыпуску Steel the Light на CD, гитарист Рик Пирс отмечал, что в ходе дискуссии относительно выбора между туром или студией, Роуз был за студию еще и потому, что он не терял надежды покорить американского слушателя и добиться, все же, контракта с мажорным лейблом. В этом его и поддержал Киннер. Так же Рик Пирс отметил, что "уйти в студию" и отказаться от европейского тура, было худшим, что сделали Q5. Но, как бы то ни было, выбор был сделан и случилось то, что случилось.

А случилось так, что второй альбом группа записывала уже в собственной студии. Еще во время записи Steel the Light , Флойд Роуз построил в своем доме собственную студию звукозаписи, которую группа и использовала для записи нового альбома, что дало Q5 практически неограниченное доступное студийное время. Поэтому, не будучи ограничены по времени, группа могла реализовать все идеи, которые накопились, и которые, как им казалось, приведут к успеху. Запись и сведение альбома заняли около восьми месяцев. За это время флагманы группы в лице Роуза и Киннера объяснили остальным участникам каким они видят новый альбом и новый звук Q5, чем вновь вызвали их, только-только утихшее, недовольство. И быть недовольными было из-за чего. Роуз и Киннер считали, что если группа хочет добиться успеха на американском рынке, то и звучать она должна по "американски", а это значит мягко, бархатно, и максимально "облегченно". Проще говоря - создать эдакую музыкальную Кока Колу - известный и понятный всем на вкус продукт.

Альбом увидел свет в 1985 году и носил название "When The Mirror Cracks". Издателем вновь выступили Albatross records, которые, благодаря стараниям Киннера, поверили в потенциал своих подопечных, и не теряли надежды сделать из Q5 раскрученную и денежную франшизу. Спустя год, в 1986 году, альбом, так же как и первый, переиздается в Европе на "Music For Nations". И вновь история повторяется один в один как с первым релизом. В самих Штатах, на которые делали ставку Роуз и Киннер, альбом продается ни шатко, ни валко, не смотря на все старания и на этот раз уже полноценные, радиоэфиры "Livin' On The Borderline" и "Runaway", в то время как в Европе он опять показывает весьма не плохой старт продаж. Но на этом схожесть заканчивается и начинается совсем другая история. Вполне себе обыденная и печальная. Осознав изменившийся формат и стиль звучания Q5, издатель целенаправленно уходит от радиосинглов, ротирующихся в Штатах и запускает в эфир для продвижения альбома самую быструю и, хм-м, "тяжелую" песню - заглавную "When The Mirror Cracks", но это практически не спасает положение. Европейский слушатель, так тепло принявший Steel the Light, оказался совершенно не готов к тому, что его ждало на When The Mirror Cracks, и не смог это принять. Поэтому, спустя всего неделю, продажи альбома рухнули. И даже вполне себе лояльный к различным хард и метал формациям британский журнал Kerrang! отнесся к релизу довольно сдержано, тем не менее, отмечая крайний мелодизм материала.

Так что же так неприятно удивило европейцев. Ну для начала, When The Mirror Cracks абсолютно никакой не хард. Сложно даже точно сказать в каком именно стиле звучит альбом. Это смесь очень облегченного харда, AOR и, как ни печально, самых настоящих диско и поп стилей. Там, где раньше правили бал гитары и красивые, жесткие хард-рифы, сейчас на первый план вышли клавишные. При том абсолютно попсовые. Голос Джонотана К. потерял свою упругость и звучит очень ровно и спокойно, лишь в редкие моменты отдаленно напоминая Steel the Light. Ударные ушли на второй план вместе с гитарами и стали более синтетическими, а в некоторых местах группа и вовсе обходится драм-машиной. (хотя это, где-то, можно понять, принимая во внимание болезнь Томпсона). И, в целом, альбом, сделанный на стыке различных жанров, тем не менее, на сквозь был пропитан ритмикой а-ля диско 80-х, которое тогда параллельно набирало популярность. В конечном итоге, попытавшись угнаться за зайцем Америки, Q5 упустили и зайца Европейского.

Что сказать про альбом. Те, кто слышал и любит Steel the Light, будут разочарованы. Здесь не осталось от первого альбома ровным счетом ничего. Никаких разнообразных тем в текстах- только любовная лирика во всех вариациях, при том, местами, до неприятного упрощенная. Никаких громовых ударных и мощных гитарных рифов. Это все осталось на прошлом альбоме. Единственное - красивые соло Роуза нет-нет, да порадуют слух. Поэтому почитателям первого релиза Q5 слушать или нет - решать самим. Но, для ознакомления, думаю все же стоит.

Во всем остальном - альбом вовсе не так и плох в рамках своего жанра. Он даже через-чур мелодичен, в нем достаточно хитовости, песни красивы и вполне могут увлечь поклонников такого стиля. Более того, даже в рамках AOR он выглядит довольно ярко и с ним, пожалуй, не много какой релиз сможет сравниться. "Livin' On The Borderline", "Your Tears (Will Follow Me)", "Never Gonna Love Again", "When The Mirror Cracks" и вовсе стопроцентные хиты, которые способны на долго засесть в голове. Чего у группы не отнять, так это умения быть красивыми во всех стилях и дополнять утонченный музыкальный вкус весьма профессиональными аранжировками. Но при всем при этом - это уже не Q5. Кто угодно, но не Q5. И как в подтверждение тому, единственный клип, снятый на средства самих музыкантов. На сколько мне известно, он даже не вышел в широкий эфир, что окончательно "добило"альбом, но он, все же, был снят, показан по кабельному в нескольких ночных теле-рок-шоу, которых в то время было- только успевай смотреть и, на самом деле даже сейчас, по прошествии стольких лет, представляет собой определенную ценность. А именно - в нем более чем отчетливо видно куда именно "двигалась" группа. Цена клипу, пять долларов на распродаже, но... Этот блестящий пиджак Джонатана К., эти прекрасные джинсовые костюмы остальных участников, этот диско-зал и цветомузыкальные эффекты... все это откровенно погружает в атмосферу диско и на протяжение всего клипа не покидает чувство, что вот-вот зайдет модный парень в майке и белых штанах и начнет откаблучивать что-то эдакое, в стиле "New Kids on the Block". Одно непонятно - зачем такая серьезная ударная установка? Вполне бы хватило трех электронных барабанов а-ля "Мираж".

Что остается добавить. Дальнейшая судьба Q5 весьма любопытна. Как это ни парадоксально, но то, что было отвергнуто слушателями по обе стороны Атлантики, вполне себе пришлось по вкусу такому мажорному лейблу, как Polydor Records. Они оказались заинтересованы в Q5 и быстро договорились с "Альбатросами", которые были более не заинтересованны в группе. А вот дальше истории разнятся. В одних источниках значится, что группа и Polydor, все же, заключили контракт и лейбл даже обеспечил управление делами группы весьма известной организацией Q Prime, которая также занималась такими группами, как Queensrÿche, Def Leppard и Metallica. По другим источникам - контракт был в стадии обсуждения, но так и не был подписан, хотя все формальности были улажены. Джонатан К. в своем интервью говорил, что "бумагами занимался Роуз, но однажды он пришел и сказал - "Парни, у нас новый лейбл!". И все были рады."

Как бы то ни было, но группа продолжала существовать. Более того, еще год был потрачен на написание и репетицию материала для предлагаемого третьего альбома, но когда он был продемонстрирован шефам Polydor Records, те отклонил его. И причина была снова банальней не придумаешь - Polydor хотел второй When The Mirror Cracks, а группа сделала второй Steel the Light. Это был крах, и в 1987 году Q5 распались.

Кроме того, позже, в своем интервью, басист Q5   Эван Шили  рассказал RockpagesTV об их ссоре с Эдди Ван Халеном, когда Q5 завершили демонстрацию своего третьего альбома в 80-х. Гитарист Q5  Флойд Д. Роуз (изобретатель системы Tremolo в конце 1970 года) поспорил с Эдди Ван Халеном о том, кто и что изобрел в системе тремоло. Так, Ван Халлен утверждал, что революционную систему изобрел именно он, а Роуз просто запатентовал ее у него за спиной. Эван Шили сказал, что демо их третьего альбома было отправлено продюсеру  Ван Халена Теду Темплману . Однако Эдди все еще был в бешенстве от ситуации с Флойдом и сказал Темплману не продвигать альбом.

Так или иначе, но после распада Q5 Флойд Роуз ушел из музыки и продолжил заниматься изобретениями в гитарных технологиях, и их развитием.

Сами Q5 давали о себе знать еще дважды, и если об одном случае я расскажу чуть более подробнее в следующий раз, то про второй упомяну здесь и сейчас, в рамках этой статьи. А случилось так, что парни неожиданно получили приглашение от Sweden Rock Fest выступить в качестве именно Q5 на своем фестивале 2014 года. Группа пригласила (нынешнего гитариста Metal Church) Рика Ван Занта сыграть партию Флойда Роуза и выступила в роли, которая, как они думали, будет «одноразовым» шоу. Фанаты ответили на столько бурным восторгом, что когда группа вернулась в штаты, стало ясно, что Q5 должен был вернуться официально. И 8 июля 2016 года свет увидел абсолютно новый альбом Q5 «New World Order». Про этот альбом скажу ровным счетом ничего, ибо даже, каюсь, не слушал его. Но отзывы весьма интересны. Одни говорят - это лучше, чем Saxon! Другие говорят - нет, это не плохо, но это хуже, чем Saxon! Как там на самом деле- не знаю, но что-то от Saxon там явно есть. Нужно будет послушать.

Если понравилась статья- ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал. Если знаете интересные, но подзабытые хардовые команды, пишите в комментариях, буду благодарен, ознакомлюсь и обязательно скажу свое мнение. Так же читайте предыдущие статьи из серии "Забытые герои melodic hard rock'a", и...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...