Жёсткая политика главы нашего государства в середине прошлого века – Иосифа Виссарионовича Сталина – даёт пищу для разговоров о том, что он страдал серьёзным психическим заболеванием, и чаще всего звучит слово «паранойя». Но давайте попробуем разобраться, какие факты за это, а какие не укладываются в симптоматику заболевания.
И здесь желательно быть особо беспристрастными. А для этого надо окунуться в историю и остановиться на основных вехах жизни Сталина.
Надо сказать, что обстановка в семье будущего вождя была просто невыносимой. Его страдающий алкоголизмом отец (кстати, сапожник, оправдывающий расхожую поговорку) не щадил ни жену, ни сына и регулярно поколачивал их. Однажды голова Иосифа была рассечена до крови.
С пристрастием Виссариона к алкоголю, скорее всего, были связаны врождённые физические уродства Сталина – сращение пальцев на левой ноге и укорочение одной руки. Надо ли говорить, что вкупе с маленьким ростом эти изъяны породили чувство неполноценности, и как следствие, жестокости, страха унижения и боли.
Высокие умственные способности Иосифа не вызывают сомнений: первые годы в духовной семинарии он учился на «отлично», даже писал стихи, но потом разочаровался, охладел к этой сфере по ряду причин и увлёкся идеями марксизма.
Юноша прозорливо сообразил, что на этом поприще можно сделать головокружительную карьеру, тем более, что большевики пропагандировали насильственные пути борьбы. Это было по душе Иосифу.
И свои лидерские качества он эффективно использовал для восхождения по этой своеобразной карьерной лестнице. И здесь ему не оказалось равных. А начал он с ограбления банков с целью добычи денег для партии.
Иосиф был очень властолюбив и отличался необычайной целеустремлённостью и работоспособностью. Его восхождение к вершине власти было долгим (более десяти лет) и не простым.
Борьба за власть в те годы была чрезвычайно жестокой, особенно после смерти Ленина (а, впрочем, не только в те годы, но и в дальнейшем). И в этой борьбе блестящие победы всё время одерживал Сталин. Он умело вступал в коалиции (порой резво создавая их) против опасных конкурентов, сначала отстраняя их от власти, а затем жестоко устраняя не только отстранённых, но и сподвижников.
Так, например, случилось с Зиновьевым и Каменевым, против которых Сталин объединился с Бухариным. Затем все трое были поочерёдно расстреляны. И такие комбинации со своими «соратниками» прокручивались Сталиным неоднократно. Старая «ленинская гвардия» была истреблена методично и практически полностью. Беспощадно уничтожались даже родственники.
И всё было максимально продумано.
То есть все те, кто мог как-то скомпрометировать «светлое» имя вождя, озвучив воспоминания о его «тёмных» делишках в молодости, и те, кто мог представлять угрозу, вытеснив его из кресла вождя, устранялись с пути Сталина безжалостно. При этом вождь проявлял, если можно так выразиться, творчество. Неугодные были сброшены в небытиё разными способами. Оставлять в живых их было нельзя: своими собственными руками создавать себе оппозицию Сталин не собирался.
Изобретательность его поражает: у его врагов жизнь прерывалась по-разному. Кто-то умирал «от сердечного приступа», кто-то на операционном столе, кто-то «выводился в расход» по приговору суда, кто-то выбрасывался из окна, кто-то стрелялся, кто-то становился «жертвой покушений». Для каждого было уготовано что-то своё, согласно ситуации.
Вся деятельность Сталина, несмотря на устойчивое расхожее мнение, в общем, всё же не укладывается в диагноз паранойи. Почему же? Паранойя имеет отчётливые диагностические критерии, которых не было у Сталина. Какие же?
Об этом мы поговорим во второй части статьи.
Понравилась информация – вспомните про "лайк"! А хотите быть в курсе интересного, доказанного или пока ещё не объяснённого –подписывайтесь!