Немного истории
Мы знаем много историй о вампирах. Особенно популярны они стали в XX веке. И самый известный вампир это, конечно, Влад Дракула. Такой популярности он обязан Брэму Стокеру, ирландскому романисту. Но мало кто знает, что на Руси рассказы о Дракуле появились ещё в XV веке. Повесть считали "неполезным чтением", но продолжали читать. Отчасти это было связано с тем, что образ Дракулы напоминал царя Ивана Грозного.
Содержание повести
“Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему — дьявол”
Так начинается эта повесть. Такое прозвище кажется справедливым, когда мы узнаём о всех кознях, которые устраивал Дракула. Вот только один пример:
Однажды пришли к нему послы от турецкого царя и, войдя, поклонились по своему обычаю, а колпаков своих с голов не сняли. Он же спросил их: «Почему так поступили: пришли к великому государю и такое бесчестие мне нанесли?» Они же отвечали: «Таков обычай, государь, наш и в земле нашей». А он сказал им: «И я хочу закон ваш подтвердить, чтобы крепко его держались». И приказал прибить колпаки к их головам железными гвоздиками
Но вместе вместе со всеми жестокостями автор пишет и о справедливости Дракулы. Когда в его царстве ограбили купца, он повелел искать вора всему городу, а сам вернул купцу золото, прибавив один дукат. К счастью, купец признался, что одна монета лишняя, иначе и его бы ждала смерть.
А почему вампир?
В древнерусской повести прямо не говорится о том, что Дракула стал кровопийцей. Удивительно, но даже не прижизненная жестокость воеводы удивляет автора. Хуже всего то, что тот отступил от православной веры, став католиком. В средние века это считалось самым тяжелым преступлением. Настолько тяжелым, что даже мученичество не могло избавить от наказания за ересь.
А вот откуда взялся вампирский образ, исследователи до сих пор не решили. Есть версия, что это тоже связано с отказом от веры. Средневековые католики-миряне не могли причащаться Христовой кровью, а поэтому Дракула пытался утолить “жажду“ после смерти.