Можно ли запретить себе стареть? Старение – естественный и неизбежный процесс, однако, в наше время появилась тенденция: считать старение уделом глубоко пожилых людей, а люди «зрелого» возраста называют себя молодыми!
В начале 2017 года Euromonitor International опубликовал топ-10 глобальных потребительских трендов 2017 года. И первый из них – anti-age настрой общества – как раз на нашу тему. Как появился этот тренд?
Население планеты постепенно стареет и в 2017 году почти четверть всех живущих будет старше 50 лет – это рекорд! И все эти люди хотят поддерживать свой привычный образ жизни, удовлетворять сложившиеся и новые потребительские нужды. Таким образом, в экономике возникло мощное новое направление — «экономика долголетия». Люди среднего и старшего среднего возраста являются потребителями длинного перечня продуктов для поддержания красоты и здоровья, модных инноваций, интересуются развитием новых технологий. Возник даже новый термин midorexia, который в несколько ироническом ключе описывает потребителя средней или старшей возрастной группы, который ведет себя как молодой человек. Очевидно, что люди стали жить дольше, работать дольше, все чаще выбирают в качестве приоритета здоровый образ жизни, решительно отказываясь от привычного образа «пожилых» людей.
Как это отражается на индустрии красоты, на моде, на производстве гаджетов и специальных приспособлений для пожилых? В-первую очередь, косметические бренды постепенно сдвигают фокус внимания с людей молодого возраста на группу старше 50 лет. Сейчас все чаще можно увидеть полноценные косметические линейки 50+ и 60+.
Многие представители старшей возрастной группы находятся на пике карьеры, обладают высокими доходами, и именно они диктуют, что сейчас должно быть в приоритете на рынке.
Другие уже отошли от дел, но полны сил. Это послужило толчком для развития направлений экономики, предназначенных для облегчения и разнообразия жизни пожилых людей – производстве электрических велосипедов, роботов для ведения домашнего хозяйства и гаджетов, управление которыми создано с учетом потребностей пожилых людей и пр. Появились сайты знакомств для пожилых, инструкторы по йоге и фитнесу разрабатывают программы для людей с ограничениями по здоровью.
Сегодня цели тех, кому за 50, мало отличаются от целей, которые ставят перед собой молодые люди. Круг интересов схожий: дом, красота, личная жизнь, фитнес, еда, здоровье, деньги и путешествия. Пожилые люди меняют представление о возрасте и фокусируют свое внимание на здоровье, благополучии и развитии собственной личности. Это прекрасно иллюстрирует пример американской поп-дивы Синди Лоупер (63 года).
Индустрия моды тоже откликнулась на эту тенденцию. Для представления коллекции наряду с юными моделями приглашает 79-летную британскую актрису Ванессу Редгрейв. А ведь модная индустрия традиционно принадлежала молодым.
Сегодня пожилые люди хотят избавиться от стыда за свое тело, от его неприемлемости в глазах общественности. Манекенщицы в возрасте появляются на самых престижных показах, в 2016 это были Дафна Селф (87) и Мэри Хелвин (63). А это говорит и о росте интереса к моде той целевой аудитории, интересы которой до сих пор игнорировали.
Сегодня люди старше 50-ти хотят быть представленными в средствах массовой информации. И не так как раньше. Недавно вокруг одной из статей в Times о людях за 55 разразился скандал. Статья была проиллюстрирована фотографией типичной старушки с пучком седых волос в растянутой кофте. Это вызвало бурю возмущения, читательницы стали присылать в редакцию свои фото, где они в том же возрасте выглядят гораздо моложе, и под их напором редакция была даже вынуждена заменить фото на сайте издания.
Итак, люди в возрасте хотят видеть ровесников на обложках, но ровесников в хорошей форме, достойно представляющих свою возрастную группу (как Курт Рассел в свои 65 на обложке GQ).
Люди среднего и пожилого возраста решают действовать и жить, как молодые, занимаются активными видами спорта, носят одежду, которую могли бы носить их дети/внуки и не видят в этого ничего постыдного. Пользуются хорошей косметикой и красками для волос, выбирают диеты для похудения и фитнес-программы – и формируют новые потребительские запросы.
Проводятся даже конкурсы красоты среди бабушек, где женщины поражают своей прекрасной формой. Посмотрите на Людмилу Акимову, получившую в 52 года звание самой красивой бабушки планеты.
Euromonitor International отмечает, что тренд затронул не только потребление, но и производство. Но здесь не все так безоблачно. Многие пожилые люди вынуждены работать и сталкиваться с жесткой конкуренцией молодых. Есть блестящие примеры успеха, так, на Олимпиаде в Рио в 2016 узбекская гимнастка Оксана Чусовитина (40) достойно выступала наравне с 20-летними спортсменками и заняла 7-е место в опорном прыжке. Но многие люди в зрелом возрасте сталкиваются с проблемой адаптации к новым задачам и навыкам. И рынок труда уже реагирует: компании, в том числе банки и бухгалтерские фирмы, проводят обучение и стажировки для пожилых людей. Например, банк Barclays предлагает «программу ученичества» для работников старше 65.
Модель «учеба-работа-пенсия» утратила свою незыблемость. Можно получить несколько видов образования, выстроить карьеру в разных областях. А новые технологии помогают сделать жизнь пожилых более удобной, технологичной, красивой и разнообразной. Чтобы помочь возрастным потребителям лучше заботиться о себе и сохранить самостоятельность и независимость, существует множество технологий, роботов и устройств с искусственным интеллектом, которые становятся все более и более доступными. Например, датчики, которые отслеживают изменения показателей здоровья и передают данные врачам.
Новая концепция старения подразумевает осознанную разумную и качественную жизнь. Это ли не настоящий вызов для косметологов и эстетистов, которые как никто другой могут поддержать своих клиентов на этом пути?
Источник статьи журнал Cabines Russie.
Понравилась статья , ставьте лайк и подписывайтесь на канал.