Лето провожу дома. Много читаю и пишу на свой сайт www.shevkin.ru и другие площадки, много реагирую на то, что пишут другие про образование. Тут такая картина: учителя бросились массово писать. Это обстоятельство меня только радует, так как написание текста, изложение позиции, своих аргументов, анализ чужих суждений сильно упорядочивают мозги пишущего.
Сам я начал писать после 12 лет работы в школе, когда поступил на должность младшего научного сотрудника в лабораторию обучения математике НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР. Помню свою радость по поводу неполных двух страниц на тему опорных конспектов в подражание
В.Ф. Шаталову, напечатанных на допотопной машинке. С тех пор прошло много лет, написано много статей, книг, учебников (в соавторстве с
С.М. Никольским, М.К. Потаповым, Н.Н. Решетниковым), создано дидактическое и методическое сопровождение учебников (с
М.К. Потаповым).
Я был традиционным учителем, умеющим работать с учащимися самого разного уровня подготовки — от класса уровня «ниже плинтуса» до физматклассов в школе 679 и ФМШ 2007 (Москва). Всегда искал и создавал интересное для своих учащихся. В 1982 году соорудил контролирующее устройство, выставляющее ученику отметку за выполнение четырёх заданий с выбором правильного ответа из пяти предложенных. В 2002 г. опубликовал в газете «Математика» статью Электронный журнал учителя. Им я пользовался более 20 лет тому назад. Да и сейчас я с удовольствием пишу статьи, делаю презентации, пригодные для самообучения и демонстрации на уроке (см. ПРЕЗЕНТАЦИИ…).
К чему я всё это написал? Да к тому, что ни раньше, ни сейчас я не отставал от «технического прогресса», поэтому понимаю радость учителей, когда они делают для себя открытия, связанные с возможностями сделать свои уроки нагляднее и интереснее. Беда только в том, что романизм учителей, их вера в новые технологии, переходящие в фанатизм, могут сыграть злую шутку не с ними, а с их учащимися.
Приведу пример из моей учительской молодости. Тогда были модны технические средства обучения — ТСО. У нас в школе в классных журналах была обязательная колонка, где учителя записывали «ТСО», если применяли на уроке кинофрагмент, диафильм и другие ТСО для повышения наглядности излагаемого на уроке. Как-то я подготовил урок по графикам линейных функций, для чего порезал на кадры имеющийся диафильм — мне они требовались в другом порядке. При неполном затемнении класса я «порхаю» у доски, рассказываю, показываю… А что делают дети? — Правильно, созерцают. Прозвенел звонок. Дети получили домашнее задание, а я был доволен собой до… следующего урока, когда вдруг выяснилось, что дети не умеют строить графики. Я понял, что напрасно «порхал» у доски. Во всяком случае детское созерцание следовало разумно чередовать с выполнением работы головой и руками.
Так вот, сейчас я наблюдаю похожее «порхание» учителей на тему цифровизации образования. Надеюсь, мой рассказ даёт мне право считать себя если и приверженцем старых традиций, то есть консерватором, но не занудным противником всего нового.
Теперь сделаю несколько замечаний по двум последним (по времени) статьям, попавшим в поле моего зрения, а вообще их несть числа.
Вот часть первой статьи и моего отклика.
PRO цифровизацию образования: «Миссия выполнима»
«Несмотря на то, что сегодня жизнь и общество быстротечно меняются, школа по-прежнему остается консервативным учреждением, что отдаляет учеников и делает процесс образования бессмысленным. Но это не значит, что изменения в обществе не затронули систему образования в «школьных стенах». Уже сейчас любой родитель имеет доступ к электронному журналу, где он может найти информацию об успеваемости ребенка. Данный сервис делает систему образования более открытой и прозрачной, при этом упрощая работу учителя.
Появление в 2017 году «Московской электронной школы» в образовательном пространстве совершило революцию в сфере образования, дало массу новых возможностей, как для учеников и их родителей, так и для учителей. Наличие видеоуроков в МЭШ сделало процесс обучения более интересным, наглядным, а значит и эффективным. Введение нового сервиса — автоматической проверки домашнего задания учеников, позволяет педагогу сэкономить время и уделить больше внимания детям и подготовке к урокам…»
В статье много спорных утверждений, начиная с первого предложения про бессмысленность. Такое впечатление, что цель школы заключается в подготовке школьников к порханию по тому, что красиво и интересно. Между тем, у большинства людей на Земле работа довольно рутинна, мы должны учить детей выполнять не только то, что интересно, но и то, что нужно и важно, что требует преодоления сложности изучаемого и собственных стремлений плыть по течению, не утруждая себя, любимого. Увлечение учителя интересностью и наглядностью может отвадить детей от важных видов учебной деятельности. Например, от доказательств в математике — некоторые из них могут показаться скучными и неинтересными детям, подсаженным на интересность, наглядность и игру.
Побродил я по заданиям (есть ссылка в тексте). Такое впечатление, что материалы, составленные разными авторами вне общей идеи и стратегии изложения материала — это осколки, разноцветные стёклышки. Из них то ли можно, то ли нельзя сложить великолепное панно. Велик риск, что без систематического изложения материала и фундаментальности излагаемого на уроках у ребят в голове будут тоже лишь разноцветные стёклышки и картинки, а не цельная картина изучаемого материала. Об этом было бы неплохо думать каждый раз, когда учитель зовёт детей в игру, в интересность и наглядность.
Вот небольшая вторая статья.
Минпросвещения рекомендует школам на уроках труда заниматься 3D и закупать VR-шлемы
"В Минпросвещения подготовили рекомендации, согласно которым на уроках труда и технологии дети должны заниматься 3D-моделированием, учиться управлять квадрокоптерами и пробовать работать в VR-шлемах. Как сообщают «Известия», документ уже получил одобрение замминистра Марины Раковой.
Региональным властям ведомство советует открыть оснащенные современным оборудованием образовательные центры. В ориентировочном списке рекомендуется закупить: 3D-принтер, материал для его работы, VR-шлем, квадрокоптер с камерой, три небольших дрона весом до 100 г и цифровой штангенциркуль. По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, покупка этих инструментов только для одного центра обойдётся в полтора-два миллиона рублей".
А это два отклика (там есть интересное продолжение), свой отклик я немного расширю.
Приветствую. Как хочется, чтобы школьники были готовы к работе в современной экономике.
Шевкин А.В. Современная экономика — это 3D-моделирование и 3D-принтеры? Даже если было бы так, не надо ли детей сначала приспособить к жизни в реале? Или уже сразу отправим их в виртуал — пусть наслаждаются той жизнью? А забить гвоздь в доску, не отбив пальцы, а своими руками сделать перекус, а прибрать в своей комнате? Нашим детям и за них всё сделают мамы-папы или роботы? Когда мы начнём их готовить к самостоятельной жизни? И какую роль в этой подготовке сыграют VR-шлемы? Им не понадобится в реальной жизни умение делать что-нибудь руками, кроме тыканья пальцем в экран или в клавиатуру? Снимите 3D-очки и посмотрите на реальный мир, мы пока ещё живём в нём и его надо осваивать подрастающим поколениям. А то у нас 25-летние оболтусы нигде не учатся и не работают, шастают по митингам — они не хотят и не могут учиться и работать. Среди этих жертв «реформы» образования и ЕГЭ самая большая безработица. Нам что для них сразу после школы вводить пенсии? Их не приучили работать на уроках, выполняя задания, которые не развлекают, но которые надо выполнять для развития мышления и речи, нормального устройства головы. Им не строили в голове цельную картину мира, а давали рецепты как делать то, другое, как решать задачи определённых типов на ЕГЭ. Обучение молодых людей почти без всякой их ответственности за количество и качество учебного труда, но с максимальным учётом их прав и потребностей, без достаточного общего и общекультурного развития, не готовит их к жизни. Будем и дальше нажимать на наглядность и интересность, на картинки, так как они не держат внимания, теряют ход мысли, не понимают прочитанного, отвлекаются и уходят в виртуал прямо во время урока? Вот уже и министр просвещения Ольга Васильева 30 июля сказала, что у 25 % россиян проблемы с «функциональным чтением».
Учителя часто говорят, что раз так, раз дети любят играть в телефоне, не понимают прочитанного, доказательств и держат внимание только на меняющиеся картинки, то надо с ними играть, менять картинки и т.п. То есть учителя сдаются «ленивому» выбору своих учащихся, а это непрофессионально.
А теперь общее окончание к двум моим комментариям
Увлечение новыми технологиями, по наблюдениям в странах, которые раньше нас встали на этот путь, приводит в молодом возрасте к состоянию мозга как после черепно-мозговой травмы или как при старческой деменции (слабоумии). Уже введён научный термин "цифровое слабоумие". Почитайте и обдумайте статью Цифровое слабоумие.
И я вас прошу, пожалуйста, попробуйте воспринимать без фанатизма возможности новых технологий, учитывайте их реальное воздействие на здоровье и развитие ваших учащихся. Учитывайте, что имеется очень сильное лобби, заинтересованное в заработках на поставках в школы, в том числе в школы с «удобствами» во дворе, всех этих технических новинок.
Удачи вам!