Многие люди думают, что удаленно можно работать только программируя различные программы. Соответственно это является их главной отмазкой, почему они до сих пор сидят в своей конторе за 13 тыс р в месяц вместо того, чтобы работать удаленно за какие-то более-менее приличные деньги.
Вот уже около 7 лет я веду различную дистанционную деятельность, начинал с личного помощника, затем занимался продвижением различных онлайн-школ будучи в роли предпринимателя. 2 года назад понял, что уперся в определенный потолок, что мне не хватает опыта для ведения своего бизнеса и я решил снова устроится на работу в хороший проект, чтобы под чьим-либо руководством набраться опыта и затем вернуться к своему бизнесу в будущем.
И около 2 лет назад мне предложили возглавить одну небольшую организацию, разумеется дистанционно. И я согласился.
Наша организация совсем небольшая, всего 5 сотрудников, которые обслуживают клиентскую базу около 3000 человек, живущих по всему миру. 90%, конечно, из России, но оставшиеся 10% распределены примерно на 50 стран.
Управление организацией проходит достаточно просто, без всяких сложных сервисов и систем:
1) У каждого сотрудника есть свой рабочий файл, где записаны его основные задачи, ведутся основные показатели работы, расположены должностные инструкции и прочие необходимые данные. Файл выглядит в виде обычной "гугл таблицы"
2) Существует центральный "Пульт управления", также в виде гугл-таблицы, куда автоматически импортируются статистики каждого из сотрудников. Также в этом файле ведется управленческая отчетность.
3) База данных клиентов- CRM система ведется также в гугл-таблице. Конечно, на данном этапе, когда уже 3000 клиентов, таблице достаточно тяжело дышится ввиду огромного множества различных сложных формул, но в самом начале деятельности это было самое то. Сейчас мы готовимся к переезду на АМОCRM
4) 1 раз в неделю проходит часовая планерка с каждым из сотрудников. Мы встречаемся 1 на 1 по четвергам. У меня график на четверг устроен очень просто: начиная с 10 утра до 17 часов каждый час планерка, за исключением перерыва на обед. На этих планерках мы смотрим итоговые показатели недели, ставим цели на новую неделю, и идеальная картина у хорошо отлаженного сотрудника- нет никакой необходимости с ним больше связываться в течении недели, единоразовой планерки достаточно.
5) Ежедневно я просматриваю статистики работы каждого из сотрудников и в случае необходимости связываюсь по телефону или вотсапу, и корректирую список задач на сегодня.
6) 1 раз в неделю у меня проходит 3-4 часовая планерка с основателем компании, где я отчитываюсь по основным показателям проекта, рассказываю про работу в каждом из отделов и т.п. Для того, чтобы подготовиться к этой планерке, у меня уходит 1-1,5 часа на заполнение управленческой отчетности.
Таким образом, 2 рабочих дня в неделю из 5 у меня занимают просто планерки.
Остальные 3 рабочих дня у меня делятся на 2 части. Первая половина- я занимаюсь задачами, которые не лежат в зоне ответственности нижестоящих сотрудников. К примеру, это может быть найм новых сотрудников- формирование и размещение вакансии, собеседования. Или вот сейчас я занимаюсь улучшением воронки продаж - повышаю конверсию подписных страниц, рассылок, сайта и т.д.
Вторая половина рабочего дня- решение различных задач с сотрудниками, например, помощь с какими-то вопросами, которые они сами не могут решить.
Рабочий день я начинаю в 10 утра, заканчиваю в 19, у меня есть перерыв на обед с 13 до 15. В выходные я стараюсь не работать и даже выключаю телефон. Каждый из сотрудников работает по собственному графику, и многие работают по вечерам или в выходные. Но при этом они могут не работать по утрам или днем. В нашем проекте каждый может работать в то время, которое удобно лично ему, единственное условие- с 10 до 19 часов ты должен быть на связи.
Нет никакой необходимости высиживать рабочие часы, никто в нашей компании не измеряет сколько часов ты проработал. У каждого сотрудника есть основные показатели работы. К примеру, у того, кто занимается рекламой- это число новых клиентов. У того, кто занимается сбором рассрочек- собранная сумма рассрочек. У онлайн-консультанта- это может быть средняя скорость ответа и т.д.
И зарплата у каждого формируется строго исходя из показателей работы. У нас такой стартап, окладов ни у кого нет. Я не могу раскрывать конкретные цифры с зарплатами, но у сотрудников, которые введены в свою должность полностью и которые выполняют план, она на достойном уровне, в несколько раз выше минимального размера оплаты труда. Если человек приходит к нам с нуля, то примерно за 2-3 месяца он выходит на этот уровень.
Конечно же, у нас есть и такие, у кого низкие показатели работы. Картина такая: мы формируем новый отдел, к примеру, ведение яндекс.дзен, назначаем план и оплату. И если человек за 2-3 месяца так и не выходит на плановые показатели работы, соответственно у него и зарплата чисто символическая, на уровне минимального размера оплаты труда, и, как правило, мы просто закрываем этот отдел и либо увольняем человека, либо даем ему другое задание.
Сотрудников я нанимаю путем выставления вакансий на фл.ру, воркзиле и других сайтах с удаленной работой. Я распространяю вакансию до получения минимум 100 откликов. Затем каждому даю небольшое тестовое задание, занимающее 2-3 часа. Как правило, после этого задания остается не более 10 человек, которые действительно интересны. С этими 10 я провожу собеседования и затем уже оставляю того, кто будет работать.
Не всегда получается с первого раза найти подходящего сотрудника. Однажды у меня было такое, когда на должность онлайн-консультанта я получил 400 желающих, после первого тестового задания осталось 100 человек, после второго - 10. По итогам собеседования я выбрал девушку, у которой показатели на тестовом задании были в 3 раза выше, чем у занявшего второе место. Но уже на вторую неделю её работы мне пришлось её увольнять ввиду того, что она очень плохо справлялась со своей работой.
И я взял человека, который занял вообще 4-е место по итогам тестовых заданий, и этот человек вот уже более полугода работает в нашем проекте и с каждой неделей добивается всё лучших и лучших показателей.
Свою зарплату конечно я тоже не могу написать. Но смею заверить, что она позволяет мне содержать семью. Моя жена последний раз работала 3 года назад, еще до свадьбы. Мы путешествуем нечасто, но сразу надолго, за первые 3 года совместной жизни прожили 5 месяцев на Бали, 4 месяца в Турции, 4 месяца в Индии, 2 месяца в Черногории. А недавно у нас родился сын и в октябре мы планируем на полгода все вместе поехать в Таиланд, на остров Самуи.
Если вы тоже работаете директором и у вас есть вопросы на тему, как же директовать удаленно, с удовольствием отвечу.