Найти тему
киНоНостальгия

Почему Михалков снял ТАКИЕ продолжения "Утомленных солнцем"?

Кадр из фильма "Утомленные солнцем 2. Предстояние" (2010)
Кадр из фильма "Утомленные солнцем 2. Предстояние" (2010)

Все недоумевали - как Михалков снял странный "подарок" на День Победы? Вместо героического подвига народа - дезертиры-убийцы. Воюют одни штрафники, "мотивируют" их пули в затылок от заградотрядов НКВД. Никита Сергеевич не мог он не понимать, что дорогущий блокбастер рассчитан на миллионную аудиторию, которая вряд ли примет такой "великий фильм о великой войне". В чем же дело?

Лично я для себя, кажется, ответ нашел. Вот моя версия.

Кадр из фильма "Утомленные солнцем 3. Цитадель" (2011)
Кадр из фильма "Утомленные солнцем 3. Цитадель" (2011)

Михалков много раз утверждал в интервью, что мечтает снять "ответ рядовому Райану". И тут меня озарило! Ведь "ответ рядовому Райану" - это не ответ нам, у нас и вопросов нет. "Ответ рядовому Райану" адресуется глобальному зрителю. Фильм для мирового проката и миллионных сборов, для престижных фестивалей и наград. Продолжение "оскароносных" "Утомленных солнцем"- идеальная приманка для западных прокатчиков.

Кадр из фильма "Утомленные солнцем 3. Цитадель" (2011)
Кадр из фильма "Утомленные солнцем 3. Цитадель" (2011)

И как только "осенило", странности легко объяснились! Западному зрителю не интересно про "великий подвиг", зато отлично зайдет ГУЛАГ и зверства НКВД, любопытно посмотреть на сатанинского упыря Сталина, придумывающего "черную пехоту" на закланье гитлеровцам. Отлично пойдет и "сенсационная" чернуха с дезертирами-убийцами, и беспробудно пьющие бездарные советские генералы.

Кадр из фильма "Утомленные солнцем 2. Предстояние" (2010)
Кадр из фильма "Утомленные солнцем 2. Предстояние" (2010)

Так же прекрасно подходит под "мировые тренды" и главная концепция фильма - войну выиграли не коммунисты-атеисты, а Божий Промысел, чудотворные иконы, комарики, паучки, мышки, короче - мистика русской земли. Западные фестивали и голосующие за "Оскар" киноакадемики любят эпические драмы с "глубоким смыслом".

Кадр из фильма "Утомленные солнцем 3. Цитадель" (2011)
Кадр из фильма "Утомленные солнцем 3. Цитадель" (2011)

Легко объясняется и возмутившее всех облагораживание нацистов. Баржу с красным крестом они топят вынужденно, эсесовцев недолюбливают, расстреливать безоружную "черную пехоту" не хотят, смотреть не могут на пакостную провокацию Сталина. Нас такая "правда о войне" коробит, а для мирового проката - очеловечивание фашистов давно в духе времени.

Кадр из фильма "Утомленные солнцем 3. Цитадель" (2011)
Кадр из фильма "Утомленные солнцем 3. Цитадель" (2011)

Однако Никита Сергеевич просчитался по всем фронтам - фильм не приняли в России, обе части катастрофически провалились в прокате и подверглись жесткой критике. Фильм не вызвал никакого интереса и на международных кинорынках, не завоевал никаких наград, хотя и выдвигался на "Оскар".

Моя версия - это, конечно, только догадка, хотя, на мой взгляд, и вполне логичная. А вот провал - клинический факт. А вы как думаете?