Найти тему
Николаева Е.

Закон о капремонте: правда и ложь

Тема капремонта, пожалуй, самая сложная для разговора с жителями. Меня часто спрашивают о моей причастности к закону о капремонте, а оппоненты, зачастую, откровенно лгут и извращают суть закона, либо предлагают популистские меры, невыполнимые на сегодняшний день. Поэтому хочу написать о своем видении закона о капремонте и его правоприменении
С одной стороны, благодаря принятому в 2012 году закону о капремонте, началось решение главной проблемы - накопленного недоремонта многоквартирных домов (МКД). Масштабный износ жилищного фонда страны на тот момент достиг катастрофических показателей: из 3,2 млн. МКД более 1,84 млн. достигли степени износа от 31% до 70%. И далее он бы только накапливался. Как подсчитали эксперты, через несколько лет 40% домов стали бы аварийными. Решение надо было принимать срочно и решительно. Это был ответственный шаг; мы знали, что закон рамочный и несовершенный, но без него ситуация вскоре стала бы катастрофической, бюджет не справлялся с ликвидацией недоремонта и оценивался фантастической суммой более 3,6 трлн. рублей.
С другой стороны, субъектами РФ были допущены просчеты, плюс - недостаточная информация о возможностях закона для жителей, что вызвало в итоге справедливое недовольство граждан:
 Массовая приватизация квартир без объяснения людям, что вместе с правом собственности, у них появляется обязанность по содержанию общедомового имущества: подвалов, подъездов, крыш и т.д.
 Масштаб программы; в региональные программы капремонта включены 736,8 тыс МКД с проживающими там 93 млн человек. По умолчанию «выбрали» способ формирования фондов капремонта на счете регоператора- 86,9%. Отсюда зависимость от региональных операторов капремонта, наличия там профессиональных и ответственных специалистов. У «общего котла» есть минусы в виде единых отчислений без дифференциации от степени износа дома, этажности, наличия лифта и т.д.
 Закон дает большие полномочия субъектам РФ, которые сами могут назначать взносы на капремонт, а также софинансировать их. Однако разница в тарифах - от 1,6 руб в Хабаровском крае - до 18,19 руб. в Москве заставляет задуматься о проверке экономической обоснованности тарифа. Почему москвичи платят такую большую сумму? В Москве меньше денег на софинансирование, чем в Хабаровском крае?
 Не хочется обвинять кого-то в непрофессионализме, но объем неиспользованных денежных средств в региональных системах капремонта растет и на 1 января 2019 г. составляет более 208 млн рублей. А крыши так и текут, трубы не меняются, аварийная ситуация в ряде домов – постоянное явление. А ведь инфляция обесценивает накопления жильцов. Потребности в выборочном капремонте – почти в каждом доме, но почему-то выбираются другие виды работ, в итоге, деньги тратятся, но не всегда достигают цели безаварийности и комфорта для жителей.
Мои оппоненты предлагают альтернативой существующей системе капремонта - возможность оплаты капитального ремонта МКД за счет «привлечения средств предпринимателей и граждан в рамках допускаемого частно-муниципального партнерства через механизм регулярного инициативного бюджетирования».
Это красиво и непонятно звучит, но по сути – здесь соединяются несоединимые вещи – МЧП и инициативное бюджетирование. Я, кстати, была соавтором закона о ГЧП и МЧП и знаю, как сложно создать даже один проект, каждый из них – уникален и требует сопровождения. Что говорить о том, что таких проектов должно быть больше миллиона? Есть нормы создания каждого проекта, его упаковки, с юридическими обязательствами публичного и частного партнера, сроками и т.д. Как это может соотноситься с выдвижением инициатив и добровольными пожертвованиями жителей через краудсорсинговые платформы? Инициативное бюджетирование приносит положительные результаты, когда требуется что-то благоустроить; создать общественный проект, в котором заинтересованы местные жители: парк, сквер, часовню, спортивную площадку. Но капремонт? Это уже похоже на профанацию и слом системы, да, несовершенной, но уже работающей, да и деньги уже собраны немалые. Кроме того, привлечение предпринимателей к государственно-частному партнерству, должно иметь понятные правила возврата инвестиций. За счет чего будут возвращаться средства, потраченные на капремонт? Из взносов, что может затянуться на десятилетия?
Действительно, качество капремонта вызывает серьезные нарекания жителей. Но не лучше ли совершенствовать то, что уже с таким трудом создано? Добиваться прозрачности и ответственности работы регоператоров. Объяснять людям, как можно управлять своим домом и создавать специальные счета. Контролировать качество выполненных услуг по капремонту поэтапно; начиная со знакомства с подрядной организацией, плана работ, сметы, сроков, заканчивая осознанным подписанием акта приемки выполненных работ. Такие полномочия у жителей есть.
Именно для разъяснения прав граждан, Общего собрания, я веду школу «ЖКХ от А до Я». На первом занятии как раз была тема «Капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».