Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. :)
Замечали ли Вы, что когда общаешься с тем или иным человеком, уровень его заинтересованности в Вас, беседах с Вами, Ваших интересах и Вашей жизни минимален? И после подобных "диалогов" не хочется не то что его продолжать, а вовсе видеть такого собеседника?
А Вы? Настолько ли Вы приятный собеседник? Хватает ли Вам чувства такта, воспитанности и хороших манер? Вы в этом уверены?
Благодаря разговору можно оценить насколько человек воспитан, умен, эрудирован, каковы его личные достоинства... Люди часто сталкиваются с проблемами и затруднениями при общении с другими людьми. Одним не хватает чувства такта, другим не хватает манер, третьи не могут найти темы для разговора... Затруднений, как мы знаем, может быть великое множество. Интересно узнать - какие советы по части диалогов с посторонними давались в XIX веке?
Следует отметить, что общество - это не то место, где каждый стремиться показать свое превосходство. Напротив. Каждый должен не только показать свои личные достоинства, но и узнать достоинства других людей.
В середине XIX века Д.Н.Соколовым был составлен весьма занимательный сборник "Светский человек или руководство к познанию общежития". Считаем весьма занятным окунуться в тонкости данного "руководства", озвучив положения, в котором рассматриваются приличия между друзьями. Вполне вероятно, им неплохо было бы следовать и в XXI веке.
1. Не стоит стараться изумить общество своим красноречием. Желание затмить других, демонстрируя свое превосходство, вызывает только лишь насмешку и сожаление. Если Вы не удержались, то не удивляйтесь, что самолюбие общества будет задето, а Ваше поведение осуждено. Запомните: педантизм оскорбителен!
2. Не стоит отвергать устарелые формы диалога. Например, такой формой может являться вопрос о здоровье собеседника. Вопросы должны выражать чувство внимательности, заботы, участия...Тем не менее, стоит здесь отметить, что лучше и вовсе не спрашивать о здоровье, если Вы, после того как услышали ответ собеседника, резко переменили тему диалога и начали говорить о другом. Помните, что не стоит все свои болячки и болезни озвучить обществу! Вопрос о здоровье является не более, чем обыкновением, нежели чем темой для продолжительного диалога.
3. Если Вы не очень хорошо знакомы с начальниками или же почтенными людьми, которые находятся в обществе, не стоит интересоваться их здоровьем. Однако, если Вам известно, что начальник или же почтенный человек был тяжко болен, то стоит поинтересоваться о его самочувствии, приложив максимум внимательности и заинтересованности.
4. Дама не должна интересоваться здоровьем мужчины. Для дамы, если она желает поинтересоваться вопросом о здоровье, исключением будет являться человек, который был серьезно болен, или же пожилой человек.
5. Изящество, простота, понятливость, приличие в выражениях являются неотъемлемыми спутниками диалога. Вы должны приложить максимум усилий для того, чтобы Вы были последовательны в диалоге, не нарушая логическую цепочку повествования. Бесцветный и напыщенный, тривиальный и фразированный рассказ - скучнейшее, что можно встретить при общении.
6. Следует избегать разговора, суть которого занимательна исключительно для Вас.
7. Не следует выставлять слабости других, дабы блеснуть на их фоне собственными преимуществами. Подобная выходка - бесчестие для человека. Тот, кто в действительности обладает хорошими сторонами, может быть уверен, что для общества они не останутся незамеченными. Нет нужды бахвалиться.
8. Если Вы стараетесь быть замеченным обществу благодаря повышению тона голоса или же какой-нибудь оригинальности, то можете быть уверены - Вы останетесь для общества тем человеком, который иначе не может проявить себя.
9. "Нравственность = разговор". Запомните эту формулу. Запомните, что дурные правила намного хуже дурных поступков. В особенности данное правило касается женщин. "Прекрасному полу" не простят то, что простят мужчинам.
10. В том случае, если в обществе говорят ложь и неправду, следует высказать свое мнение. Однако следует помнить о том, что следует исключить подобные возгласы:
это неправда!это ложь!это клевета!это вздор!это бред! и пр.
Можно выразить протест иначе. Например:
- я слышал это таким образом...
- может быть я ошибаюсь, но мне кажется... и пр.
В том случае, если рассказчик нагло лжет про себя или же про других, и если ложь его не является вредной, не обличайте его.
11. Избегайте диалога про себя и про свои собственные заслуги.
12. Весь диалог должен быть проникнут духом правдивости. Но помните, что крайности всегда вредны. Следует держать дух правды в строгих границах. Если Вы решились озвучить правду, то делайте это таким образом, чтобы не задевать самолюбие посторонних, даже тех, кто отсутствует в момент разговора. Какое Вам должно быть дело до недостатков других?
13. Не ведите диалог о том предмете, чья специальность является узкой и о которой мало кто имеет понятие. Запомните: речь, в которой термины и слова понятны немногим, является дурным тоном! Только педанты, которых так не терпят образованные и воспитанные люди, наполняют свою речь техническими выражениями и исключительными терминами.
14. Не следует напоминать слушателям о тех событиях, которые им неприятны. Помните, что зажившая рана может раскрыться только лишь при одном упоминании.
15. Дурной тон говорить на иностранном языке, если кто-то из присутствующих его не понимает.
16. Никогда и ни при каких обстоятельствах не следует говорить о должности или занятиях того, с кем разговариваете. Никогда не спрашиваете о них!
17. Если Вы не обладаете способностью и даром красноречия для того, чтобы передать занимательный сюжет, то лучше уступите возможность его озвучить другому.
18. Предмет разговора должен быть приятен всем.
19. Не начинайте рассказ с вступлений, в которых Вы активно хвалите сюжет: "Я Вам расскажу удивительнейшее, пресмешное, оригинальное, безумное, дух захватывающее извещение...". Откуда Вам знать, что данный сюжет окажется интересным для слушателей?
20. Ваша речь должна быть внятной, умеренно-громкой, а Ваш язык - правильным и чистым. Занимательность Вашего рассказа зависит исключительно от выбора сюжета, от дара рассказать сюжет. Немаловажным является Ваш словарный запас. "Chekharda" настоятельно рекомендует посвятить свое свободное время чтению художественной и академической литературы!
21. Если Вы хотите рассмешить собеседников, постарайтесь при этом не смеяться. Смешное происшествие наиболее выигрышно смотрится. если рассказчик сохраняет хладнокровие.
22. Если в обществе рассказывается анекдот, который Вы ранее слышали, ни в коем случае не развлекайте внимание слушателей чем-то другим. Не допускайте дополнений и поправок в отношении рассказчика. В том случае, если поинтересуются Вашим мнением, то, конечно, выскажите его (без собственного превосходства в голосе).
23. Оказывайте внимание и удовольствие даже тогда, когда Вам абсолютно неинтересно или же когда-то рассказ озвучивается не только лично Вам, но и всем слушателям.
24. Самыми дурными рассказчиками в глазах приличного общества всегда остаются те, кто, рассказав занимательный рассказ, желают повторить свой успех и начинают рассказывать следующий. После того как Вы рассказали свое происшествие, отдайте "пальму первенства" другим людям.
25. Сравнение всегда играет важную роль. Сравнение поясняет мысль рассказчика и предоставляет слушателю живой и быстрый пример. Относительно сравнений в диалоге существует ряд правил:
- сравнение не должно являться напыщенным или простонародным;
- во время сравнения слушатель не должен чувствовать себя глупцом, болваном, вором и пр.;
- наружность слушателя не должна сравниваться с теми, о ком говорится с выгодной или же невыгодной стороны;
- сравнение чужих физических недостатков крайне дурное действие;
- не следует сравнивать физические недостатки в том случае, если среди слушателей есть те, у кого они имеются (например, о полноте той или иной женщины, если рядом с Вами сидит полная барышня);
- сравнение не должно быть обидным по отношению к той или иной должности, если один из слушателей занимает данную должность.
26. Если Вы завершили свой рассказ, но не встретили поддержку или же согласие слушателей, то защищайте свою мысль с приличной скромностью. Отстаивайте свою мысль, но не делайте это пошло и грубо! В том случае, если Вам предоставляют доказательства, на которые невозможно не согласиться, уступите без недовольства и обиды. Помните: каждый имеет право на ошибку в своем предположении. В том случае, если Вы правы, но предмет Вашего спора с собеседником не имеет большой важности, уступите ему (в особенности если Вашим собеседником является дама или же пожилой человек).
27. Если Вашим собеседником является человек, у которого всегда противное мнение, даже несмотря на то, что Вы еще не высказали свое, который не может согласиться ни с чем, то уступите такому человеку как можно скорее и никогда не имейте с ним никаких сношений! Вы ничего не потеряете! Помните, что молчание является наилучшим убеждением для тех людей, которые воспринимают спор за счастье и необходимый элемент жизни. Вы можете понадеяться, что убедите их молчанием, но спором - никогда. Они дурны и невежественны, и в этом их погибель. Приличный и образованный человек сторонится их общества.
28. Молодые люди должны быть сдержаны в своих шутках. Помните: всякая шутка или острота должны быть приличными, не являться оскорблением, а их адресатом должен являться только тот человек, который Вам хорошо знаком. Признаком образованности и воспитанности человека является умение отличить дерзкую и оскорбительную шутку от безвредной.
29. Есть много людей, которые почему-то решили, что они имеют право шутить много, шутить часто, шутить везде, шутить всегда. Помните: шутки этого человека должны быть Вам противны. Образованный и приличный человек не терпит таких шуток и старается избегать общества подобных шутников. Такие шутки не приносят ни пользы, ни удовлетворения. В большинстве случае они обидны.
30. Чтобы не стать объектом насмешек или же шуток, Вам следует самому не шутить никогда над кем-либо. Это золотое правило. Если Вы стали предметом неприличной и оскорбительной шутки, то Вам следует скрыть свою неудовольствие. Ни в коем случае не стоит проявлять гнев или же отшучиваться подобным образом. Наказанием для Ваших насмешников будет являться совершенное молчание и явное внешнее презрение, которое унизит людей дурного тона.
31. Преувеличение похвалы не делает чести ни тому кто её говорит, ни тому кому она адресуется. Неуместные похвалы ставят в затруднительное положение тех к кому они относятся, поскольку если адресат похвалы замолчит, то значит он присвоил её себе, если он выразит недовольство, то она будет являться неуместным. Льстецам следует отвечать следующим образом:
- Ваша снисходительность делает Вас несправедливым;
- Вы чересчур увеличиваете мои качества и пр.
32. Никогда и ни при каких обстоятельствах не произносите фразу: "Вы смеетесь надо мною". Никто не должен допускать мысли, что над Вами можно посмеяться. Вы сами не должны даже задумываться о такой возможности.
33. Некоторые мужчины склонны полагать, что если они подходят к даме, то ей обязательно следует наговорить кучу комплиментов. Это не так. Набором различных фраз навряд ли можно доказать уважение к изяществу. Дамам, равно как и мужчинам, следует помнить о том, что комплименты нравятся только легкомысленным барышням. Благовоспитанные женщины не терпят переслащенных нежностей. Также не следует произносить даме незаслуженные комплименты. Это дурной тон.
34. Обхождение с дамами требует внимательности. Манеры дам намного утонченней, деликатней, а нравственность и деликатность должна быть присуща всем дамам (конечно, если мы говорим о приличном и образованном обществе). Малейшее отступление от благопристойности является оскорблением дамы.
35. Общество женщин является наилучшей школой для молодого человека. Следует помнить, что женщины более склонны к голосу сердца, нежели чем к советам. Мужчине следует искать возможность понравиться как зрению и слуху дамы.
36. Женщины не любят тех мужчин, которые, зная о женской слабости к любопытству, подстрекают их, однако не удовлетворяют его. Скрытность мужчины дамами воспринимается негативно. Мужская скрытность заставляет дам увериться, что мужчина не в состоянии оценить их скромность.
37. В том случае, если дама изъявляет готовность к самопожертвованию или же желает высказать суждение, которое она полагает беспристрастным, не обнаруживайте недоверия к этому порыву.
38. Если Вы ищите расположение понравившейся Вам дамы, не смейте хвалить красоту, ум, любезность другой женщины.
39. Помните, что в женщине намного больше тщеславия, чем в мужчине. Ни в коем случае не обнаруживайте этой их слабости. Следует уступить даме и оставить её победительницей. Эта детская гордость будет льстить женскому самолюбию.
40. Каждая женщина обладает своим методом, тактикой, образом кокетства, благодаря которым она хочет понравиться. Если Вы желаете заслужить расположение женщины, то Вы не должны оставлять без внимания её старание, поскольку большинство времени женщины занято украшением самой себя. Мужчинам следует ценить подобное старание женщины, ведь она хочется нравится мужчинам, ей это необходимо по её существу.
41. Покажите Ваше мужество женщине, Вашу волю, Вашу твердость характера. Женщины ценят подобные проявления. Помните, что физическая красота является слабостью и трепетом глупеньких девочек. Приличная и образованная дама ценит другое.
42. Будьте скромны в порицании, к слабостям.
Ну как? Узнаете себя? Или настало время меняться?
"Chekharda" рекомендует:
1. Светский человек в середине XIX века: супружеские отношения