Найти тему
Изучаю людей

Как воспитать самостоятельность и уверенность в себе - вальдорфская группа.

Когда мой сын начал ходить в вальдорфский детский сад, я, честно говоря, не могла дождаться момента, когда уже все - сам.

Никаких "посидите в коридорчике". Никаких "уйдите, мама, без вас он лучше". В группе, с ребенком, пока не отпустит - сам. Только до обеда - месяца четыре. Пока не предложит спать днём - сам.

Хочу рассказать о наших первых совместных днях в вальдорфской группе, для понимания атмосферы. Рано утром горел свет лишь в одной половине группового помещения - в кухне и столовой зоне, ещё был освещен уютный закуток с кукольным домиком, животными и куклами - разумеется, деревянными, сшитыми или связанными. Из шелкового голубого платка - речка, в ней плывут деревянные лодки, через реку перекинут мост.

Многоуровневая зона для игр была затемнена, тем не менее Даня сразу туда рванул - намека мы не поняли 😁 Садовница (не воспитательница, напоминаю) подошла к Дане, сказала что домик сейчас пока спит и предложила поиграть с кукольным домиком. Даня с удовольствием туда направился, предприняв правда ещё пару попыток залезть на столь манящий второй ярус игровой, но потом отвлекся на приготовление завтрака - есть уже хотелось.

Получил нож, масло и хлеб - намазывать крошечные, с детский мизинец, бутербродики.

Постепенно подтягивались другие дети, тоже сразу включавшиеся в подготовку к завтраку - кто-то раскладывал салфетки, кто-то разносил чашки.

Когда стол был накрыт, все собрались на общий круг - зажглась свеча, все взялись за руки и пропели традиционные утренние песенки-приветствия с жестовым сопровождением.

Что же такое они все время поют в этих вальдорфских садах? Да, в общем, ничего особенного. Но все по делу.

Храни меня, о Ангел мой. День и ночь будь со мной .

С добрым утром солнце, мы тебе рады. Все мы проснулись, вместе собрались. И Даня здесь, и Маша здесь .. .

Оказывается - солнце не сразу показывается.
Сначала - маленький краешек осветит маленький камушек.
Потом - огромную гору, но мы все спим в эту пору.
Просыпайся глазок, просыпайся, другой, и порадуйся солнышку вместе со мной.
Посмотри, как оно улыбается - тем , кто делом с утра занимается?
Встало солнышко с утра - кушать нам идти пора !

Вот. Кажется, ничего не напутала.

С последними словами песенки все взяли табуреточки, на которых сидели, и переставили их за круглый стол. Даню сразу привлекли салфетки, затейливо скрученные в трубочки. Кстати, цвет салфеточек меняется в зависимости от времени года, так же как и другие акценты в группе.

На столах уже лежали крошечные, с мизинец, бутербродики с маслом, перед каждым ребенком лежала тканевая салфетка, на которую ставилась тарелка. Порции каши из настоящего глиняного горшка накладывались очень маленькие. Добавки - сколько угодно 😊 Но пугать огромной порцией здесь никого не собирались.

Пока дети завтракали, игровая была затемнена - это знак, что сейчас играть не время. Вот так просто, и без всяких "нельзя, не ходи".

Как только первый ребенок закончил трапезу и начал заниматься деятельностью разной степени разрушительности - садовница подмечает этот момент, и произносит - "руку, руку, дай-ка другу". Все сидящие за круглым столом берутся за руки, хором произносят - "спасибо всем, кто о нас позаботился" - и кто-то остаётся доедать, а кто-то спешит включить свет в игровой зоне. Все сами, все знают. Дети - полноправные стелы жизни группы. Жизнь эта течет размеренно и предсказуемо каждый день, поэтому ребенок уверен в себе и принимает посильное участие в любой деятельности. К слову о развитии самостоятельности.

-2

Подобные игровые комплексы уже перестают быть принадлежностью исключительно вальдорфских детских садов, все больше мастеров, делающих подобное, кто-то даже воспроизводит такие игровые уголки у себя дома... Но выходцы они именно из вальдорфа.

Отличительные признаки вальдорфских детских уголков - экологичность, безопасность, близкие к природным очертания (асимметрия, округлость), отсутствие строго заданной формы (корабль, дерево и тп), каждая деталь может в игре превращаться во что угодно .

Как видите, комплекс многоуровневый, и дети на нем играют свободно, никто их не страхует. Но для того, чтобы травмироваться на этом игровом уголке - надо иметь особые способности При мне никому не удалось 😆 В любое отверстие можно пролезть, но невозможно застрять. Через любые перильца можно перелезть, но каждый переход с уровня на уровень продуман так, чтобы избежать хаотичного бесцельного возбужденного стремления неизвестно куда, которое и может привести к травме .

Каждый уголок приглашает осмотреться и зовёт в игру, превращаясь то в гнездо, то в печку, то в корабль - все зависит от детской фантазии . И огромное разнообразие движений - здесь можно залезть, тут перелезть, там балансировать, здесь качнуться... Но все это опять же - не бесцельно, как на обычном спорткомплексе - где нет цели движения, а есть лишь расплывчатая мотивация "для здоровья", недоступная пониманию маленького ребенка. Тут же все движения - игра, и игра - движение.

Играют дети около часа, до прогулки. И об этой игре стоит рассказать подробнее - в следующий раз.