С введением в действие Федерального закона № 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) значение результатов оценки условий труда по сравнению с проводимой ранее аттестацией рабочих мест по условиям труда существенно возросло.
Этому способствовало установление новым законодательством жесткой зависимости предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций от классов (подклассов) условий труда. От результатов специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) зависят также условия предоставления работникам возможности использования права на досрочное пенсионное обеспечение. Учитывая возросшее значение определяемых при СОУТ классов условий труда, существенно повышается также и требование к качеству проведения СОУТ.
С введением в действие федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) значение результатов оценки условий труда по сравнению с проводимой ранее аттестацией рабочих мест по условиям труда существенно возросло. Этому способствовало установление новым законодательством жесткой зависимости предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций от классов (подклассов) условий труда. От результатов специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) зависят также условия предоставления работникам возможности использования права на досрочное пенсионное обеспечение. Учитывая возросшее значение определяемых при СОУТ классов условий труда, существенно повышается также и требование к качеству проведения СОУТ.
Из опыта известно, что на качество проведения СОУТ влияет большое число объективных и субъективных факторов. К таким факторам можно отнести следующие:
- квалификация экспертов организации, привлекаемой работодателем по гражданско-правовому договору;
- уровень подготовки и организации работ по оценке условий труда;
- полнота проведенных на рабочих местах исследований и измерений;
- обработка собранной информации и оформление пакета документов по результатам выполненных работ.
Следует отметить, что в обеспечении надлежащего качества проведения СОУТ наивысший приоритет принадлежит достоверности полученных результатов. Например, в зависимости от того, насколько объективными и содержательными будут подготовленные работодателем сведения и информация о состоянии условий труда на рабочих местах, настолько будут объективными и правильными результаты выявления при проведении идентификации вредных и (или) опасных факторов. Кроме того, результаты обследования рабочих мест зависят также от того, насколько полно экспертами учитываются предложения работников. Вместе с тем, на сегодняшний момент отсутствуют четкие формулировки и описание показателей, характеризующих качество проведения СОУТ.
Обращаясь к общепринятой терминологии в области технического регулирования и управления качеством, можно отметить, что под «качеством» понимают степень соответствия присущих характеристик (свойств) какого-либо объекта установленным или ожидаемым потребностям. В зависимости от соответствия конкретного свойства предъявляемым к нему требованиям говорят о способности объекта удовлетворять потребностям. Если, например, одно свойство объекта, характеризуемое одним или несколькими показателями, не удовлетворяет предъявляемым требованиям, говорят о пониженном качестве оцениваемого объекта. В этом случае объект не в полной мере удовлетворяет установленным требованиям и ожидаемым потребностям. Степень несоответствия будет зависеть от вклада данного свойства в формирование общей характеристики объекта.
Согласно Закону № 426-ФЗ оценка качества проведения СОУТ производится на основе экспертизы качества, осуществляемой в рамках государственной экспертизы условий труда (далее – ГЭУТ). В соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 года № 549н, государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит государственную экспертизу условий труда путем последовательной реализации следующих установленных процедур:
а) рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда;
б) проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда;
в) проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);
г) оформление результатов государственной экспертизы условий труда.
Порядком проведения ГЭУТ предусмотрено, что заключение, проект которого составляет государственный эксперт, а утверждает руководитель государственной экспертизы, должно содержать подробные и обоснованные выводы о качестве проведения СОУТ. Однако, при отсутствии установленных показателей качества СОУТ результаты экспертизы могут существенно отличаться в зависимости от того, на какие моменты экспертом было обращено главное внимание (например, на содержащиеся сведения – (а), непосредственно данные о полученных результатах – (б), на необходимость проведения повторного измерения – (в), или – на оформление результатов – (г)). Хотя Порядком предусмотрено отражение мнения экспертов – членов экспертной комиссии, не согласных с выводами экспертизы, существенно это не исправляет ситуацию.
Вместе с тем, можно отметить, что по сравнению с экспертизой результатов аттестации рабочих мест по условиям труда новый порядок проведения ГЭУТ стал более «прозрачным» и понятным заинтересованным сторонам. Однако, отсутствие в нем четких показателей и критериев оценки качества СОУТ, обусловливает необходимость совершенствования процедур экспертизы. Это объясняется также и тем, что новый порядок привнес изменения, которые касаются последствий от применения результатов ГЭУТ. Например, эти последствия могут быть связаны с признанием результатов СОУТ недействующими с последующей их отменой и повторным проведением оценки условий труда.
Кроме того, результаты ГЭУТ могут использоваться при рассмотрении разногласий по вопросам оценки условий труда в судебном порядке, вследствие чего соответствующие лица могут быть привлечены к административной ответственности. Все эти последствия, естественно будут связаны не только с финансовыми затратами, но и временными потерями. Оценить и признать справедливыми действия эксперта при данном подходе очень сложно...