6,7K подписчиков

О НОВАЛИСЕ - КАК ПЕРВОМ РОМАНТИКЕ, И ПРОРОКЕ РОМАНТИЗМА

358 прочитали

.

Если у меня спросить, какой самый прекрасный, самый удавшийся Романтик на земле, я бы сказал, что это, Новалис. Насколько, Лермонтов удался как Романтик в России, настолько же, если говорить обо всей мировой культуре, удался как романтик Новалис, который изобразил в своем Голубом Цветке, (который приснился Генриху фон Офтердингену, герою его неоконченного романа) - символ Романтизма. Перенести этот приснившийся цветок в земную реальность, (сорвав его), вот поиски Новалиса, и всего Романтизма. Можно , привести и другой сюжет из повести Новалиса. В повести Ученики в Саисе, у Новалиса присутствует образ Исиды в одном священном храме, являющий образ Богини под семью покрывалами, олицетворяющей тайну мироздания. В то же время, на фоне этой загадки, рассказывается история любви Гиацинта и Розенблют. Гиацинт искал разгадку Исиды под семью покрывалами, пока ему не явилась Богиня, которая приподняла свои покрывала, под которыми, он узнал свою Розенблют. То есть тайна всего мироздания , это его Розенблют, его любовь. Наконец, это та самая мировая душа, в образе девы, о которой так много писал философ Соловьев. Что еще можно сказать о Новалисе? Новалис был глубоко верующим христианином, прославляющим Христа и Деву Марию в самых последних стихах, (прожил Новалис, немного, всего, двадцать восемь лет.)Еще у Новалиса была его странная любовь. Дело в том, что Новалис любил практически ребенка-подростка.

Однако, нужно сразу же отметить, это была чистая любовь Романтика. Можно даже сказать, противоположностью Лолиты Набокова могли бы послужить Гимны к Ночи Новалиса, если учитывать, что Новалис любил четырнадцатилетнюю Софи умершую через год, (с тех пор, как они стали женихом и невестой), правда, Новалис и любил ее как чистого ребенка, любовью поэта и мистика - в отличие, от главного героя романа Лолита. Смерть ее Новалис переживал тяжело, и возможно, именно ее смерть и послужила причиной депрессии от которой поэт умер. Символично конечно и то, что ее звали Софьей, ( если вспомнить, что София - имя мировой души. ) Говоря же о посмертной известности Новалиса, Новалис был мало известен в России, в отличие от Гете. К тому же, Новалис мало написал по объему, большинство произведений, даже не успев окончить. Первыми литераторами, открывшими Новалиса были русские символисты. И даже, в этой черте была своя закономерность. По любопытному замечанию Аверинцева, русский символизм напоминал зарождение немецкого Романтизма.

Зато если говорить о Германии, Новалис повлиял почти на всех романтиков 19 и 20 века.

Например, очень сильно Новалис влиял на Вагнера, на Ницше, не упоминая конечно и Хайдеггера, (на которого Новалис повлиял , нисколько, не меньше, чем Гельдерлин), не упоминая конечно и Германа Гессе. Кстати, я бы и Стефана Георге отнес к Романтикам, хотя, он и был символистом, поскольку, по сути своей поэтики он писал в традиции немецкого романтизма, даже в большей степени, чем Рильке. Я думаю, что Георге вышел не только из Гельдерлина, но и из Новалиса, хотя, мне например, кажется, что и Гельдерлин поэт не диониссийского начала (как Эрнст Юнгер полагал), а чистый - орфик. Какой же из Гельдерлина дионисиец? Поэт дионисийского начала, пожалуй, Цветаева, возможно, Хлебников, еще, про Рембо можно сказать, что он поэт дионисийского начала, отчасти, про Гуро, но этого не скажешь о Белом (и Белый - орфик, хотя и на кубический, фуристически-символистский манер.)

И конечно Ницше был философом дионисийского склада.

Возвращаясь же, к Новалису, (то есть к его загадке) , хочется сказать, что и Новалис был скорее орфиком, как и Гельдерлин, добавив к сказанному, что Новалис - не просто Романтик, а мистик и пророк мирового Романтизма. Труднее всего ответить на вопрос, каким был Новалис человеком, какой он был личностью в жизни?...Этому исследованию и посвящена моя статья, однако, для начала, коснусь такого сложного понятия как романтическое мышление.

Что такое романтическая мысль в случае Новалиса?

Что бы немного пояснить, что такое романтическая мысль, приведу следующий отрывок из Новалиса: "Лирическое стихотворение существует для героев, оно создает героев. А эпическое стихотворение существует для людей. Герой лиричен, человек эпичен, а гений драматичен. Мужчина лиричен, женщина эпична, а брак драматичен.» На первый взгляд, этот образно понятийный поток сознания Новалиса выглядит странным.

Почему?

По логике классической, герой эпичен, а обычный человек лиричен , тем более, странно, что женщина эпична, а мужчина лиричен. Мы привыкли считать иначе, что мы мужчины народ эпичный, когда как женщина с ее красотой и нежностью, создание лиричное. На самом деле, это не только не странно, это и точно (как и все у Новалиса.) Эпические стихотворение существует для людей, (потому, что люди лишь читают о героях), когда как герою эпика не особенно важна. Что такое лирика, и что означает утверждение Новалиса, согласно которому, герой лиричен? Лирика в отличие от эпики, выражает все личное, личность.

А герой - и есть личность.

В то же время, человек, (как понятие философское, и таинственное ), эпичен. Романтизм потому и возник, как Романтизм, что начался с понятия личности. С этой же точки зрения, женщина эпична, а мужчина лиричен. Например, Ариадна эпична, когда как, Тезей лиричен. Это и есть пример романтического понимания, то есть романтического сознания. Наконец, у Новалиса есть понятие драматичного. Например, гений драматичен, (или, даже, например, брак драматичен.)

Как это следует понимать? ..

Нужно для начала понять сущность немецкого мышления, и ради этого, не полениться открыть том Гегеля с лекциями по эстетике, в которых, Гегель, вначале доказывая, что лирическая поэзия выше поэзии эпической, (поскольку эпическая поэзия по Гегелю выражает лишь мир детства человечества) не останавливается на этом выводе, а делает следующий шаг, касающийся утверждения , что самый высший жанр в литературе после жанра лирики это жанр драмы. В таком понимании, и следует понимать слова Новалиса о драматизме гения, или брака. Как и для Новалиса, для Гегеля драматичное есть то, что соединяет в себе, эпичное и лиричное.

Теперь немного попробую коснуться Новалиса как личности.

На самом деле, во взгляде на Новалиса переплелись две точки зрения.Первой точке зрения, идущей от Гейне , точке зрения на Новалиса - как больного и обреченного романтика, звездного мечтателя и астрального поэта, влюбленного в Софи и в ее могилу, (по меткому замечанию Берковского), противостоит другая точка зрения на Новалиса, как одаренного ученого и юриста, естествоиспытателя, любящего право, и математику, веселого, жизненного и даже, делового человека, который скорее походил на жизнерадостного Моцарта, чем на какого-нибудь, надмирного, обреченного декадента.

И в той, и другой точке зрения , есть своя правда.

Например, русским символистам, был, милее декадент Новалис, а советским литературоведам был ближе Новалис - ученый. Что остается заметить, по этому поводу? Такова, вообще, сущность немецкого гения, в котором ученый-скептик сочетается с каким-то мечтательным поэтом. Например , этого не скажешь, ни о русском, ни об английском романтизме. Конечно, русский символизм был далеким от жизни, и тем более, не стремился быть научным. Говоря же о Новалисе, в Новалисе Кант сочетался с Беме, (которого он превозносил не менее Канта и Фихте), а математик в нем сочетался с поэтом.

Каким же Новалис был человеком на самом деле?

Мне кажется, что Новалис, вполне, мог воплощать (и продолжать) в жизни , тип Моцарта, учитывая в конце концов, что если Новалис написал Гимны к Ночи, то "жизнерадостный" Моцарт, написал, Реквием. Я так же думаю, что если говорить о России, близкий тип Новалису - в России это, с одной стороны философ Флоренский, а с другой стороны, поэт, Константин Вагинов.

Что можно сказать о немецком гении, как таковом?

Копни любого немца, и ты обнаружишь в нем, с одной стороны, скептика-ученого, гораздого на всякие научные теории, и даже утопии. С другой стороны, отвлеки любого немецкого сапожника разговором о небе, и в этом сапожнике, вдруг, откроется Беме-мистик, мечтатель и сказочник, со взором устремленным куда-то далеко.

Можно вспомнить и Германа Гессе.

Кто скрывался в Гессе? Немецкий Романтик. Дух Новалиса на нем был, хотя, и в Гегеле и в Канте, и в Экхарте он таился, не менее. Такова сущность немецкого гения, как и сущность немецкого мышления, говоря в самых общих чертах. Впрочем, конечно же, ранний, (так называемый йенский), и поздний Романтизм в Германии- это романтизм разный.

В чем эта разница выражается?

Ранние Романтики полагали, что их мечты вполне воплотимы в жизни, и даже в социуме, отсюда и любовь к наукам у Новалиса, и даже к наукам опытным, говоря, то же самое, и о других романтиках. Поздние же Романтики, искали что-то невозможное на земле. Поздний немецкий Романтик это меланхоличный Генрих Клейст, совершенно отличный по своей психологии от Новалиса, (представителя романтизма раннего.)

Для примера, если взглянуть на английского романтика, это другой тип, и другой ум.

Классический английский романтик, меньше всего походил на ученого , являя скорее тип чистого поэта - от Кольриджа, до Шелли, даже не смотря на то, что оба были увлечены немецкими теориями Романтизма. То же самое, можно отнести, и к позднему английскому Романтизму.А, что, например, можно сказать о русском Лермонтове?

Лермонтов скорее ближе к Шелли, а с другой стороны, к Байрону.

Я бы, все таки, не сказал, что Лермонтов близок к Новалису, хотя, их что-то, все-таки роднит, если иметь в виду, какие-то, особенные стихи Лермонтова. Однако, русский Романтизм, все таки, ближе к Романтизму английскому, если говорить о 19 веке (например, Лермонтов, и отчасти, Жуковский.) Правда, если говорить о 20м веке, русский Романтизм, ближе к немецкому Романтизму, (Цветаева, и Блок.) Хотя, и Цветаева не была лишена байронической позы, как и Блок - английской сентиментальности, в своей иногда, романсовости.

Подлинные Романтики, это даже не мечтатели...

Это люди, чьи души настолько мало принадлежали мирскому, что они , либо умирали молодыми, либо жили в затворе. То, что мы называем мечтой у Романтиков, это не мечта, это всего лишь близость души к Раю, который она не покинула, даже воплотившись в мире. Это мы мечтаем, читая Романтиков. Романтизм это даже не мечта, а, скорее какой-то, любовный духовный порыв к Вечности. Например, Ницше выдумал "самопреодоление". А классические Романтики, даже, ничего в себе и не преодолевали.

Им не нужно было преодолевать себя, что бы достигнуть Рая.

Ницше нужно было преодолевать себя, что бы жить, и в этом было мужество Романтика Ницше. А Новалису не нужно было себя преодолевать, и не нужно было, даже, жить. Согласитесь, Ангелу глупо преодолевать себя. Ницше был, все таки, человеком героического сознания, а Новалис был, скорее, ангелом. То есть Ницше это подвиг самопреодоления, а Новалис это один полет любви и свободы. А теперь, мне хотелось бы вернуться от культуры к жизни, точнее говоря, к природе.

Как известно, Новалис много писал о Природе, и о Смерти.

Мы не знаем жизни, и потому боимся смерти. Мы боимся жизни, а не смерти. Если вы в полном одиночестве, в шесть утра, выедете загород, и сойдете на дальней станции, где никого, кроме деревьев, и птиц, такую вы услышите тишину и покой, что вам это напомнит смерть, словно бы вы умерли.Потому что нет, ни то что бы, магазинов, нет даже рядом человека.

Вокруг вас - только природа, которая прячет тайну жизни.

Вас это напугает. А это и есть, чистая жизнь. Чистая жизнь и есть жизнь, в которой есть и смерть как ступень к себе, но это жизнь вечная, или, почти вечная. Неужели же, жизнь в городе полную обывателей и магазинов, (которая, как раз, и есть смерть), вы называете жизнью, а чистый день в лесу, где никого, вам покажется смертью?...

Не абсурдно ли, подобное мирское мышление?

Так вот, есть жизнь святая и чистая, жизнь ставшая пленницей мира, жизнь в могиле мирского, жизнь - как пленница смерти. А уже, например на природе, эта жизнь свободнее от мирского, если вы окажитесь в полном одиночестве. А в Раю эта жизнь освобождается, совсем... Освобождаясь от мирского, жизнь, потому, освобождается и от смерти.

И в этом, пожалуй, суть Религии и состоит.

И в этом же, и суть Романтизма. Есть жизнь чистая, осуществляемая в идеалах веры и любви ..И чистая жизнь - это тоже самое, что и чистое сознание, сознание духовное и освободившееся, благодаря вере в Бога - в ее устремлении к Господнему Раю.

По сути, это, одно и то же.

И вера и ведет нас от пленной жизни - к чистой и свободной жизни. Наконец, чистая жизнь это чистая любовь, а чистая любовь, это по сути, чистая вера...Ибо в этой чистоте, и состоит тайна жизни, разгадываемой, и обретающей счастье лишь в Боге.

Такими, несколько новалисовскими размышлениями, и завершу.

.
Если у меня спросить, какой самый прекрасный, самый удавшийся Романтик на земле, я бы сказал, что это, Новалис.