Не считаю все работы Никиты Михалкова талантливыми. Последнее время он особенно много чего «натворил» в кинематографе и за пределами кино. Это отдельная тема.
Однако, есть фильмы, которые я отношу к разряду гениальных работ этого режиссера и актера.
«Неоконченная пьеса для механического пианино». Михалков взял за основу малоизвестную пьесу А.П. Чехова «Безотцовщина». В соавторстве с А. Адабашьяном был написан сценарий, и получилось то, что увидел зритель – 100% попадание в цель.
Все актеры на своих местах, хоть и были перестановки. Калягин, как уже, наверное, всем известно, скинул 25 кг, чтобы попасть на роль Платонова. Вся труппа жила безвыездно в Пущино дабы проникнуться чеховской атмосферой. Общение только на «вы». Без этого вряд ли получилось бы такое перевоплощение, такая игра бесподобная, которую даже игрой трудно назвать.
Был создан актерский ансамбль. И заслуга, в этом, прежде всего, Михалкова. Он задумал, понял, как надо сделать и сотворил замечательный фильм.
Никита Михалков и сыграл великолепно Трилецкого, друга детства Платонова. Один стал врачом, другой – учителем.
За фанфаронством героя Михалкова тоже видна пропасть, о которой он знает. И взорваться он тоже может. У него лишь броня покрепче, но, при определенных обстоятельствах, он вполне может выплеснуть и свою ненужность.
У меня почему-то есть параллель с фильмом «Бассейн» Жака Дере, где играли Ален Делон и Роми Шнайдер.
Оба фильма построены не столько на репликах и диалогах, сколько на жестах, взглядах, мимике. Это просто высший пилотаж. Вспомните, как усмехается генеральша (А.Н Шуранова), глядя на Платонова.
Говорить ничего уже не надо – ясно, ЧТО между ними было, и по взглядам только понятно, кто из этой пары хочет продолжения. Малюсенький эпизод – а сколько сказано без слов. И так на каждом шагу.
Атмосфера в доме накаляется медленно, взрыв Платонова, потрясающе мощный. Самый тонкий и умный человек из всех в этой усадьбе, в один день теряет свою мечту. Он видит бессмысленность существования в глуши, среди таких же, как он, людей без будущего. Платонов, разумеется, шел к этому давно. Но встреча с Софьей (Елена Соловей), которую он помнил юной гимназисткой, первой любовью, стала катализатором взрыва.
Софья из нежной, воздушной гимназистки, превратилась в пошлую мещанку, живущая в мире далеких от жизни прожектов. Жалкое насекомое, как и ее муж. Его тоже блестяще играет актер Юрий Богатырев.
И такое мягкое, лиричное крещендо в конце о том, что мечта пусть останется мечтой, а жить надо. «Надо жить и любить», повторяет Е. Глушенко т.е. Сашенька, от которой не только зритель, но и сам Платонов, казалось бы, ничего внятного не ждал. Она оказалась самой сильной и самой чистой в своей любви. Ей ничего не страшно, она одна уверена в том, что будет новый мир, светлый, хороший. Эта Сашенька в «дурацкой шляпе» и спасает мужа своей безграничной любовью.
Музыка Доницетти так плавно и логично проходит через весь фильм, что становится его частью. Я всегда обращаю внимание на музыку, она может возвысить серенький фильм и уничтожить хороший.
Операторская работа. Хорошо, что я не понимаю, как это делается. Пусть останутся сказкой взгляды невидимого наблюдателя. Фильм снят так, словно не было дублей. Их и на самом деле было меньше, чем обычно. У Михалкова в этом фильме был театральный подход. Сцена несколько раз репетировалась, потом генеральный прогон и – камера.
Что хотел сказать Михалков? Я услышала то, что нужно жить сегодняшним днем, стараться не терять времени, чтобы потом не раскаиваться. Единственный деятельный персонаж фильма, герой А. Ромашина не прячется от жизни. Он занят делом и дает понять о том, что фактически все, включая усадьбу, принадлежит ему лишь, когда задевают его достоинство.
Очень актуальное произведение, созданное в 1977 году, больше 40 лет назад.И сегодня люди страдают от того, что время проходит, а ничего не создано.
Постараемся хотя бы не терять это самое время впустую. Наши воспоминания о былом чаще всего оказываются мифом при встрече с ним. По-моему надо бежать от таких встреч. Они в любом случае нанесут удар – или разочаруют, или разрушат созданную жизнь.
Буду очень рада обсуждению, лайкам, подписке на мой канал.