____________________________________________________________________
Основы христианского вероучения
Цикл статей - 37/60
Ведущая: Евгений Владимирович, во все времена человек пытался понять себя, свое происхождение и предназначение. Предлагались разные теории, подчас противоречивые и не отвечающие до конца на волнующие человека вопросы. Может ли Библия помочь нам в этом?
Зайцев Е.В.: Безусловно, Библия может помочь нам найти ответы на многие вопросы, в том числе и те, что связаны с проблемой человека и его существования. Должен сказать, что нет более интересной и значимой темы исследования для человека, чем он сам. Человек всегда пытался найти ответы на вопросы: что есть человек, откуда человек, в чем смысл его жизни, что ждет человека после смерти и т.д.
Ведущая: Евгений Владимирович. А вы не могли бы хотя бы кратко познакомить нас с основными взглядами на природу человека, которые сложились исторически?
Зайцев Е.В.: Хорошо, давайте познакомимся с наиболее популярными представлениями о человеке в современной науке. Это поможет нам увидеть разницу между тем, как воспринимается человек в антропологии, социологии, психологии, философии, культурологии и как человек представлен в Библии. Может быть, я буду упрощать многие вещи, но для нас главное – понять суть того или иного образа человека. Так, достаточно популярное представление о человеке: человек - экономическое существо. Образ, раскрученный в свое время марксистско-ленинской философией. Согласно этой теории основные потребности человека, главным образом, материальные: это потребность в еде, крове, одежде. Считалось, что если все эти потребности будут удовлетворены в полной мере, тогда человек обретет счастье, он сможет реализовать все свои способности и так далее. Я считаю этот образ человека достаточно ущербным, потому что нельзя свести человека и все его потребности только к материальным. Человек – существо высшего порядка и его предназначение в чем-то более высшем. Другой — не менее распространенный образ человека – это человек как машина, как механизм. Индустриальная эпоха способствовала такому восприятию человека. Человек ценен пока он выполняет определенные функции, пока от него можно что-то ожидать. Этот образ очень популярен в современном мире, мире бизнеса, конкуренции, получения прибыли. Пока человек выгоден, он будет цениться, в него будут вкладываться средства. Но как только человек выработается, перестанет выполнять свои функции быстро, эффективно, на этого человека начинают смотреть как потенциального к увольнению и так далее. Следующий образ человека, также широко распространенный в нашем обществе, человек - животное. Чарльз Дарвин, известный британский естествоиспытатель, в немалой степени повинен в популяризации такого взгляда на человека. Человек — это высшее животное, продукт эволюции. По сути дела, если это так, то на человека распространяются все принципы изучения животных. То есть человека можно изучать как животное, и этим занимается целый комплекс наук, известных сегодня как бихевиористские науки. Но, к сожалению, этот образ человека, несмотря на то, что он очень популярен в современной антропологической науке, тоже представляется как нам кажется ущербным, поскольку сведение человека до уровня животного, пусть и высшего животного, умаляет человека, умаляет его достоинство. Кстати, подобное представление о человеке отражается на восприятии человеком себе подобных и даже самого себя. В каком-то смысле мы вынуждены говорить о распространении, продлении законов эволюции на человеческое сообщество, чем и занимается т.н. социал-дарвинизм или евгеника, а это страшно. Подобный взгляд оправдывает превосходство одной расы над другой, оправдывает расовую и национальную дискриминацию, оправдывает, по сути, нацизм и фашизм. Получается, что человек человеку волк, и чтобы выжить в этой непрекращающейся борьбе за существование, человек должен проявить насилие по отношению к другому. Еще один популярный образ человека сформировался благодаря Зигмунду Фрейду, известному австрийскому психиатру и психоаналитику. По Фрейду, человек – это сексуальное существо и основным движущимся мотивом человеческого естества является половой инстинкт или либидо. Все остальное как бы подчинено этому основному инстинкту.
Ведущая: Мне кажется, именно этот образ человека активно эксплуатируется современной рекламой. Когда смотришь по телевидению рекламу тех или иных товаров, создается впечатление, что ничего нельзя продать, если не придать товару сексуальный образ.
Зайцев Е.В.: Да, вы правы. На этом же образе человека как сексуального существа построена психология Плейбоя и других подобных журналов. Действительно, этот образ человека широко эксплуатируется сегодня. Но опять же, с христианской точки зрения, этот образ человека представляется довольно-таки ущербным, потому что он, по сути, низводит человека на уровень животного существа, ибо сводит всю многосложность человеческого существа к половому инстинкту. Ну и наконец, еще один весьма распространенный сегодня образ человека, на котором я наверное закончу, чтобы больше не утомлять наших слушателей — это образ человека как пешки. Философия экзистенциализма, т.е. существования человека способствовала популяризации этого образа. Согласно этой философии, человек одинок в этом мире, он беспомощен, он подвластен каким-то стихиям, совершенно неконтролируемым с его стороны явлениям, процессам. Все это повергает его в состояние отчаяния, безысходности, он не знает, кто он, почему он здесь, на этой земле. Для чего он живет, куда он идет, что ждет его в будущем? Этот образ человека как одинокого и беспомощного во Вселенной популярен не только в философии, но и в современной литературе. Среди наиболее известных философов-литераторов этого направления Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, оба лауреата Нобелевской премии по литературе. Из наших соотечественников – Федор Михайлович Достоевский, тоже в каком-то смысле является философом-экзистенциалистом. Очень наглядно абсурдность и тупиковость человеческого существования представлена в одном из произведений Альбера Камю, в его переработке известного древнего мифа о Сизифе. Наверное все знакомы с таким выражением как «сизифов труд».
Ведущая: Речь идет о мифическом герое Сизифе, который по воле богов вынужден был закатывать на гору тяжелый камень?
Зайцев Е.В.: Да, и в тот момент, когда камень вот-вот должен был оказаться на вершине горы, он срывался и скатывался вниз, а герой вынужден был начинать все с начала и так бесконечно. Древний миф используется современным автором для того, чтобы показать бессмысленность человеческого существования, человеческого бытия. Когда мы понимаем, что наша жизнь действительно бессмысленна, мы бессильны найти для себя ответы на основополагающие вопросы своего бытия: откуда мы, для чего мы здесь, и вообще кто мы, и куда мы идем, что ждет нас в будущем, и это повергает человека в отчаяние. Каков смысл человеческого бытия, если все заканчивается смертью.
Ведущая: Эти основные образы человека, которые вы охарактеризовали, хотя их наверняка больше в современной науке, как мне кажется, не устраивают человека ищущего, человека мыслящего, человека, постоянно задающего себе вопросы мировоззренческого плана, т.е. вопросы, касающиеся осмысления себя в этом мире. Поэтому нам весьма интересно обратиться к Библии, которая для нас, как вы уже определили раньше в наших передачах, является Божьим словом, богооткровенной книгой и посмотреть на то, что же говорится о человеке, о его бытии, предназначении, происхождении в Библии.
Зайцев Е.В.: Да, давайте обратимся к Библии и посмотрим, что же говорится о человеке в этой книге. Начну с прочтения текста Пс. 8:4–7: «Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его». Вы знаете, когда читаешь такие слова о человеке, тут же хочется распрямить спину. Как высоко ценится человек в глазах Божьих! Он не просто творение Божье, наряду с другим творением. Он увенчан славою и честью, он поставлен владыкою над делами рук самого Бога, над делами рук Творца. Итак, первое, что подчеркивается в Священном Писании относительно человека - это его высокая значимость. И эта значимость человека определяется тем, что человек — творение Божье, и не просто творение Божье, а он сотворен по образу и подобию самого Бога. Это означает, - об этом говорили кстати очень многие отцы церкви, христианские апологеты, что человек представляет собою Бога здесь на земле. Он представитель Бога на земле. Этот мир как бы подчинен человеку, он вверен в руки человека самим Богом-Творцом.
*******
Полная версия радиопрограммы
-------
Если вам понравилась статья и Вы хотите читать наши другие публикации - подписывайтесь на канал Радиотелецентр "Голос надежды".
А также не пожалейте сил и нажмите "Палец вверх" и/или поделитесь нашей статьёй с Вашими друзьями в соц.сетях.
Хотите узнать ещё больше интересного? Заходите на наш сайт, а на канале YouTube найдёте много видео на разные темы.
А ещё мы приглашаем Вас в бесплатную Заочную Библейскую Школу!