Все, кто хоть раз сталкивался в своей жизни с франшизами, наверняка слышали о таком понятии, как "паушальный взнос". Разберём максимально подробно, что скрывается за этим понятием.
В общем и целом, паушальный взнос - это денежные средства, которые покупатель франшизы передает головной компании в момент подписания договора франчайзинга в качестве вознаграждения способом, прописанным в договоре, как вариант - с расчетного счета на расчетный счет, с карты на карту и т. д.
Как правило, паушальный взнос во многих франшизах включает в себя следующие составляющие:
1. Право работать под брендом франчайзера.
У большинстве франшиз, реализуемых на территории России, не зарегистрирован товарный знак. Так что это преимущество не во всех случаях является основополагающим.
2. Наработки, база знаний, опыт компании, все набитые шишки, передаваемые Вам в виде:
- Так называемой книги для покупателей франшизы - франчайзи-бука. Книга - документ, где максимально подробно прописаны все бизнес - процессы компании - продавца франшизы. Франчайзи-бук нужна для того, чтобы покупатель франшизы при каждом возникающим вопросе не дёргал менеджеров головной компании, а мог прочитать все ответы в ней.
- Обучения со стороны бизнес-тренеров головной компании. Обучение, как правило, проводится либо посредством видеосвязи (скайп, вайбер), либо при личном присутствии покупателя франшизы в офисе франчайзера. Обучение обычно предусматривается отдельно как для собственника бизнеса (покупателя франшизы), так и для его наёмных сотрудников.
- Доступа в общий чат всех франчайзи - покупатель франшизы получает возможность обмениваться опытом в режиме онлайн с такими же людьми, как он, а также с бизнес-тренерами компании.
3. Брендбук. - Здесь все просто: головная компания передает покупателю франшизы дизайн-макеты визиток, листовок, вывесок и т. д, с той целью, чтобы по всей франчайзинговой сети был выдержан единый фирменный стиль.
4. Помощь в подборе помещения для покупателя франшизы. Головная компания часто может помочь не только в подборе оптимального помещения с точки зрения, допустим, проходимости, но и может активно содействовать покупателю франшизы в переговорах с арендодателями с целью согласования более выгодной арендной ставки.
5. Помощь в подборе персонала для покупателя франшизы. Данный пункт, часто, включает в себя публикацию вакансий, проведение собеседований с будущим персоналом франчайзи, а также иногда и обучение этого персонала.
6. Настройка рекламной кампании. Нередко в штате головной компании работают маркетологи, главная задача которых грамотно настроить эффективную рекламную компанию для покупателя франшизы.
7. Сайт/лендинг. Сайт необходим для получения заявок (см п. 8). Как правило, для каждого франчайзи создается отдельный поддомен на сайте головной компании, созвучный с городом запуска.
8. Заявки(лиды). В некоторых случаях в целях дополнительной мотивации покупателя франшизы, франчайзер гарантирует последнему определенное количество бесплатных лидов (заявок от потенциальных клиентов). Такие образом, рекламная кампания первое время оплачивается за счет продавца франшизы. Естественно, качество заявок, как правило, не гарантируется.
9. Товар. Если франшиза товарная, то есть предполагает реализацию товара, производимого или поставляемого головной компанией, то часто в стоимость паушального взноса входит первая партия данного товара.
10. Выезд команды запуска в город запуска франчайзи. Данная опция, как правило, включается в премиальные пакеты франшизы и наиболее важна для тех партнеров компании-франчайзера, у кого полностью отсутствует опыт ведения бизнеса и руководящей работы. Команда запуска обычно выезжает с целью дополнительного обучения на месте, помощи в заключении первых сделок.
11. Эксклюзив на город. Также, как и в предыдущем пункте, данная опция часто входит лишь в состав премиальных пакетов франшизы. Эксклюзив - это единоличное право данного франчайзи работать на определенной территории, соответственно головная компания не может продавать в этот город/регион франшизы другим желающим. Исключение делается, как правило, только для франчайзи из маленьких городов - в данном случае эксклюзив может быть предоставлен бесплатно/в базовом пакете франшизы.