Найти в Дзене
Грибанов Роман

Последний лирик рок-н-ролла. «Тролль»

В истории челябинской рок-музыки были две команды, песни которых люди играли под гитару: в компании друзей, в прокуренных коридорах студенческих общежитий, на природе. Это «Резиновый дедушка» Юрия Богатенкова и «Тролль» Александра Кацева. И если первая группа редко, но концертирует, даже альбом недавно выпустила, то вторую челябинцы прочно забыли лет 15 уже как. А ведь творчество Кацева и соратников – это идеальная рок-н-ролльная лирика, такая немодная сейчас, и оттого невероятно привлекательная. Увы, в нашем городе царствует дурная традиция: одно музыкальное поколение совершенно не помнит и не ценит, что делали на сцене их предшественники. А сами местные представители творческой профессии не заботятся о том, чтобы даже после распада коллектива и окончания активной гастрольной работы хоть как-то напоминать о себе своим поклонникам и коллегам. Был ансамбль «Оптимисты» - нет ансамбля «Оптимисты», был ВИА «Катерина» - нет ВИА «Катерина», была группа «Сплав» - распалась и забыли, нет больш
Разыскивается Александр Кацев
Разыскивается Александр Кацев

В истории челябинской рок-музыки были две команды, песни которых люди играли под гитару: в компании друзей, в прокуренных коридорах студенческих общежитий, на природе. Это «Резиновый дедушка» Юрия Богатенкова и «Тролль» Александра Кацева. И если первая группа редко, но концертирует, даже альбом недавно выпустила, то вторую челябинцы прочно забыли лет 15 уже как. А ведь творчество Кацева и соратников – это идеальная рок-н-ролльная лирика, такая немодная сейчас, и оттого невероятно привлекательная.

Увы, в нашем городе царствует дурная традиция: одно музыкальное поколение совершенно не помнит и не ценит, что делали на сцене их предшественники. А сами местные представители творческой профессии не заботятся о том, чтобы даже после распада коллектива и окончания активной гастрольной работы хоть как-то напоминать о себе своим поклонникам и коллегам. Был ансамбль «Оптимисты» - нет ансамбля «Оптимисты», был ВИА «Катерина» - нет ВИА «Катерина», была группа «Сплав» - распалась и забыли, нет больше группы «Сплав». Регулярно отмечает свой день рождения лишь один (!) челябинский музыкальный коллектив – ансамбль «Ариэль».

В начале 80-х именно «Тролль» считался первой настоящей звездой челябинской рок-сцены. А в 90-е ураганом прошелся по первым южноуральским ночным клубам преемник «Тролля» - технопроект Александра и Славы Кацевых «Мне хорошо». И долгое затишье… Забыли? Конечно, забыли.

Лидер группы "Тролль" Александр Кацев
Лидер группы "Тролль" Александр Кацев

- Насчет звезды – это явное преувеличение, какой-то исторической личностью для челябинского рок-н-ролла я себя вообще не считаю, - смеется сохранивший чувство юмора Александр Кацев.

Группа «Тролль» родилась из дуэта двух друзей-музыкантов – Александра Кацева и Сергея Кротова. Сергей потом ушел к Игорю Чуличкову и «Молодым ученым», а в 90-е создал свой коллектив «Друзья брата жениха». Александр Кацев стал единоличным сонграйтером и лидером «Тролля», объединив вокруг себя сильных музыкантов. В первых программах «Ложа электрических стульев» и «Ночью» чувствовалось явное влияние «Аквариума» - в середине 80-х одной из самых передовых групп русскоязычного рока. Хорошо повлиял на «Тролль» и «киношный» альбом «45».

- У меня была катушка с записью гребенщиковского альбома «Треугольник», - рассказывает челябинский меломан Игорь Звонарев. – Он короткий, чуть более получаса, а на дописке были песни «Тролля» - отрывок из альбома «Практика». И когда мне надоедала ленинградская излишняя заумь, я проматывал к дописке – челябинцы слушались рядом с «Аквариумом» абсолютно органично. Но они были свои, Кацева я мог встретить в 10-м троллейбусе возле ЧПИ и это делало песни «Тролля» как-то роднее, душевнее, ближе.

Один из хитов раннего "Тролля"

- Цоя и Кацева я услышал практически одновременно, отдал чистую МК-60 в полуподпольную студию звукозаписи в челябинском Доме быта и попросил записать что-нибудь новенькое на русском языке, - рассказывает меломан Александр Григорьев. – В результате получил кассету, где на одной стороне был «Начальник Камчатки» «Кино», на другой «Тролль» - «Ложа электрических стульев». Я не знал тогда, что это группа из Челябинска, принял их за ленинградцев и сторону с песнями Кацева ставил куда чаще, чем с творениями Цоя.

Именно «Тролль» был выбран в качестве разогревающей группы на первый челябинский концерт гостей из Свердловска – никому тогда не известного «Наутилуса Помпилиуса». Организаторы подпольных гастролей – челябинские теневые продюсеры Валерий Басманов и Валерий Аскеров хотели собрать полный зал, и знали, что Бутусов и компания аншлаг не заделают, только-только в народ пошел «наутилусовский» альбом «Невидимка», до всесоюзной «наумании» было еще о-очень далеко. А вот Кацев гарантированно собирал челябинскую тусовку любителей рок-н-ролла, вот и позвали вместе со свердловчанами играть «Тролль».

Впрочем, уже к альбому «Другая жизнь» ансамбль Кацева обрел собственное лицо, продвигая в Челябинске модную музыку с красивым саундом и лиричными глубокими текстами. И красивым умелым исполнением, у «троллей» выделялись ударник Виктор Рудаков и его брат-перкуссионист Александр. Их барабанная работа заставляла местных школьников смотреть на творившееся рок-н-ролльное шоу с раскрытыми ртами. Первые постоянные живые рок-концерты в Челябинске – это был именно «Тролль».

"Тролль" умел зажигать

Интересное дело, в начале 80-х Кацев играл классический «русский рок», но когда этот жанр наконец-то обрел популярность среди массовой аудитории и толпы народа повалили на концерты «Алисы» и «Наутилуса», Александр сознательно отказался от мейнстрима. И уже в конце 80-х «Тролль» старался исполнять гитарный инди-рок в духе никому не известных на Урале The Smiths, не находя поддержки у широкой публики и явно опередив время. Зрители недоумевали от сухого постпанка «Тролля», зато в полнейшем восхищении группу Кацева слушали молодые музыканты Челябинска, очень многие из них потом признавались в огромном влиянии «Тролля» на их будущее творчество. Свой неповторимый стиль игры ансамблю тогда здорово помог обрести новый гитарист Кирилл Баженов, игравший очень скупо, дороживший каждым аккордом и вместе с тем умевший нагнать драйва.

Кацев и гитарист "Тролля" Кирилл Баженов
Кацев и гитарист "Тролля" Кирилл Баженов

Статус «опередившего время» подтвердил и совместный концерт в ДК «Полет» «Тролля» и столичного, очень продвинутого «Николая Коперника». Рядом с собой Юрий Орлов признавал только лучших и непонятных.

Несмотря на связи в музыкальных тусовках Екатеринбурга и Москвы, дружбу с Борисом Гребенщиковым и Вячеславом Бутусовым, Кацев знакомствами не воспользовался, и за пределы Челябинска «Тролль» выезжал считанное количество раз, не ставя себе задачу пробиваться к всероссийской славе. В начале 90-х Александр уезжает-таки в столицу, но исключительно по вопросам своего бизнеса, а не музыки, с которой он завязал на несколько лет, прекратив деятельность группы и вернувшись к творчеству только в поп-ипостаси технопроекта «Мне хорошо».

- Во второй половине 80-х годов рок-н-ролльный вкус челябинцев был четко сформирован ленинградцами, - делится мнением челябинский музыкант Гарри Ананасов. - Тогда был девиз: то, что из Питера, - все круто, аншлаги собирали «Алиса», «Аукцион», «Телевизор», «Игры». Но для меня этот постулат был разрушен, когда я познакомился со Славой Кацевым, старший брат которого, Саша, был лидером группы «Тролль» и казался мне просто полубогом. «Тролли» были радикально против любви к Питеру, а ленинградский рок называли «красным» и «совковым». Саня мне тогда дал послушать катушки Стинга, U2, Pixies и прочих модных на тот момент западных музыкантов. После этого я стер все записи ленинградского рока и перешел на «нью вэйв». И это все Кацев! Однажды прихожу к нему в гости, а Саня репетирует перед зеркалом с гитарой наперевес свои сценические движения, ставшие потом фирменными на выступлениях «Тролля».

У группы тогда были гэдээровские гитары Lead Star, один в один копирующие культовый Fender. Музыканты «Тролля» после гастролей в Москве привезли себе по две гитары и на концертах, на сцене, демонстративно их меняли - черную на красную, потом - наоборот, вызывая у коллег просто дикую зависть. «Тролль» тогда жег по полной. Особенно удачным и сильным было выступление на двухдневном фестивале рок-клуба, который проходил в Челябинском театре кукол. На сцену вышли лучшие музыкальные силы города – «Техника безопасности», «Брызги», «Сад камней», «Томас Гавк» и другие. Но «Тролль» был особенно в ударе: от гитарной волны, драйвовой подачи и раскованного «не-челябинского» поведения музыкантов на сцене у зрителей мурашки ползли по коже. В фойе театра руководство клуба, по фестивальному примеру своих коллег из Ленрок-клуба, устроило «стену демократии» - прикрепив на стены огромные куски ватмана и развесив рядом на нитках карандаши. Пиши свое мнение! И большинство хвалебных слов было начертано именно в адрес команды Александра Кацева. Фестивальным хитом стала песня «Тролля» «Ночные радиостанции»:

Ночные радиостанции дадут мне твой позывной

Точки азбуки Морзе будут твоим языком

И в уснувшем эфире

Вскрытая тишиной

Снова будет звучать одинокая песня

Я ищу тебя,

Я зову тебя.

Через расстояния, через весь мир

Я ищу тебя,

Я люблю тебя.

Летят, летят сигналы, пронзая эфир,

Пронзая эфир…

Вы не знаете мелодию, вы никогда не слышали песню (она не была записана), но даже лишь читая строчки вы не можете не почувствовать истинной МУЗЫКИ. Позже у Гарри Ананасова была идея спеть эту композицию группой разных челябинских музыкантов, разложив строчки песни по ролям. Но не получилось... «Тролль» даже не записал «Ночные радиостанции», и великолепный хит челябинского рока 80-х канул в Лету.

Кацев-"Тролль"
Кацев-"Тролль"

- Мы всегда не очень серьезно относились к своему творчеству, - разводит руками Кацев. -Даже когда только образовался рок-клуб и за раскрутку местных групп взялись такие мощные комсомольцы, как Паша Уваров. Он очень был серьезный, с бородой, и концерты организовывал, как будто БАМ строил: с призывами и пламенными речами. Но потом мы - «Тролль» - быстренько внесли туда элемент разгильдяйства, и выступления стали похожи на что-то такое нормальное. То есть все стало без излишнего официоза и довольно весело. Я тогда учился в культпросветучилище на дирижера, изучал ноты. Потом бросил это дело, на учебу времени уже не было, мы репетировали чуть ли не пять дней в неделю. Но в шоу-бизнес, однако, так и не вклинились. Хотя в целом 80-е я вспоминаю с удовольствием, тогда было такое время - будто открылась форточка, и у всех пошел всплеск творчества. Империя рушится, и вроде свобода наступает… И группы в Челябинске играли классные! А потом у всех появились свои дела, работы различные, и как-то все скомкалось. И закончилось.

После «Тролля» у Кацева был еще один мощный прорыв к аудитории и славе – в 90-х на весь Челябинск прогремел проект «Мне хорошо», созданный вместе с младшим братом Славой. Младший сочинял музыку, отвечал за аранжировку и пел, старший писал тексты и музыку, играл на гитаре. «Мне хорошо» было желанным гостем любого челябинского ночного клуба, выпустило два хорошо продаваемых альбома. Пик местной карьеры – братский проект Кацевых в качестве хедлайнера сыграл большой концерт на площади Революции в День города. И через какое-то время, так же как и «Тролль», спикировал в небытие.

Пожалуй, главный хит группы. Одна из лучших лирических песен в истории рок-н-ролла Челябинска

Сейчас с редчайшими сольными номерами Александр Кацев выступает в челябинских клубах. Слава Кацев тяжело болен. Песни группы «Тролль» можно услышать только в соцсетях. Хоть какая-то память…